Москва
5 ноября ‘24
Вторник

«Будем стоять до реакции Путина или Медведева»

Жара и смог не приостановили голодовку балкарских активистов у стен Кремля. Больше месяца представители небольшого народа борются за соблюдение национальных прав в Кабардино-Балкарии. Люди требуют возвращения земель и реального равноправия для народов кавказской республики. Что заставляет держаться стариков и не прекращать голодовку в таких трудных условиях, узнал корреспондент Infox.ru.

Вернуть балкарские земли балкарцам и обеспечить реальное равноправие народов Кабардино-Балкарии -- таковы требования активистов, устроивших голодовку между Кремлем и Госдумой. Старики голодают уже больше месяца.

Балкарский народ был депортирован в годы Великой Отечественной войны за пособничество врагу. Хотя на стороне Красной армии воевало 16 тыс. балкарцев, при численности народа до депортации в 52 тыс. После реабилитации народа балкарские районы в республике восстановлены не были. Новые проблемы возникли в наши дни: муниципальная реформа в регионе отняла земли у балкарских селений (Верхняя Балкария, Карасу, Эльбрус, Верхний Баксан, Безенги), сделав их республиканскими («межселенные реформы»), а некоторые села и вовсе были упразднены.

Республиканские законы «Об административно-территориальном устройстве» и «О статусе и границах муниципальных образований» стали продолжением 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». После реформы пастбища и рекреационные земли, исторически бывшие балкарскими, стали республиканскими. Любое использование этих земель возможно только с разрешения властей в Нальчике.

Голодовка

Когда Москву окутал дым от пожаров, проводить голодовку стало еще трудней, признаются балкарские активисты. У мужчин есть запас воды и масок (которые не очень помогают). Но если раньше от жары можно было отдохнуть с заходом солнца, то теперь дым не дает покоя ни днем, ни ночью.

Начинали бессрочную голодовку (облегченную -- с водой и хлебом) десять человек. Сейчас на Манежной площади столицы остаются пятеро. Мухарби Мисиров и Хаджимурат Мисиров из Верхней Балкарии, Бахал Таумурзаев из Хасаньи, Билял Джанкишиев из Хабаза и Юсуп Ульбашев из Тырнауза были госпитализированы с диагнозом «истощение». Но вернулся к голодовке 52-летний Юсуф Кулиев из Яникоя. Его госпитализировали в середине июля, в больнице он провел три недели. Узнав, что голодовка еще продолжается и число голодающих сократилось, Юсуф решил присоединиться к товарищам по протесту.

Заменили выбывших Мухадин Киштиков и Хасан Мамаев. Мамаев несколько лет работает в Москве ведущим инженером-проектировщиком в иностранной компании. Застать его в понедельник корреспонденту Infox.ru не удалось, так как Хасан отлучился на работу, чтобы продлить отпуск для участия в голодовке. Мухадин Киштиков родом из Хасаньи. По его словам, «люди устали стучать во все инстанции», поэтому решено проводить голодовку.

Сейчас родное село Мухадина Хасанья -- часть Нальчика. Это -- результат муниципальной реформы в Кабардино-Балкарии. К республиканской столице присоединили пять населенных пунктов. Жители балкарских сел Хасанья и Белая Речка были против. Хасаньинцы решили даже провести референдум, на котором 80% жителей высказались против присоединения к городу. Но результаты референдума власти не признали. А в день референдума в село вошел ОМОН и бронетранспортеры, вспоминает Мухадин. Жители присоединенных селений лишились сельских льгот и 25-процентной надбавки к заработной плате, так как стали городскими жителями и потеряли статус сельских жителей. Досрочно были прекращены полномочия депутатов местных заксобраний. А глава администрации Хасаньи Артур Зокаев, боровшийся за самостоятельность населенного пункта, был убит неизвестными.

В Нальчик включили и кабардинские селения, но, как считают балкарцы, не на равных условиях. «Самый простой пример в ценах, -- рассказывает Мухадин Киштиков. -- Проезд по Хасанье на общественном транспорте стоит 12 рублей, а вот по Кенже (кабардинское село, включенное в состав Нальчика. -- Infox.ru) почему-то 6 рублей». До реформы Мухадин возглавлял местный дом культуры, теперь он выживает за счет сезонных заработков на стройках в Кабардино-Балкарии.

В республике большая безработица, но, как отмечают активисты, наиболее сложная ситуация в балкарских и русских селах. По данным терских казачьих организаций, за последние годы регион покинули несколько тысяч казачьих семей. Выезжают из Кабардино-Балкарии и горские евреи. Балкарцам уезжать некуда, поэтому многие готовы идти на крайние меры. Общий настрой голодающих выразил бывший глава балкарского села Безенги Мурадин Рахаев: «Будем стоять до реакции Путина или Медведева».

Реакция

Петицию на имя президента Дмитрия Медведева активисты отдали в администрацию президента и депутату Госдумы Михаилу Залиханову (балкарец по национальности). Помощники депутата конкретными результатами участников голодовки не порадовали, скупо сообщив, что «процесс идет». В администрации президента активистов направили к Ренату Карчаа, который курирует ряд кавказских республик. Но балкарцы к нему не пошли: «Он кормит нас обещаниями уже несколько лет, а толку нет».

Участники голодовки удивлены поведением московской милиции: сотрудники по несколько раз за день подходят к активистам и справляются о состоянии здоровья, в случае необходимости вызывают «скорую помощь». А в День десантника стариков на всякий случай охраняли три милиционера. Обошлось без инцидентов, хотя в тот день на Манежной площади балкарцы стали свидетелями драки между бывшими бойцами ВДВ и дагестанской молодежью.

Каждый вечер старикам приносят воду и маски представители карачаево-балкарской молодежи. Приносили воду и книжки и простые москвичи, случайно узнавшие о голодовке. Подходили к балкарским старикам и кабардинцы расспросить о целях их акции. После того как балкарцы разъяснили требования, кабардинцы вновь пришли уже с водой и пожеланиями удачи.

Акции проходят и в балкарских селениях Кабардино-Балкарии. 26 июля около трехсот балкарцев решили провести собрание в Нальчике (митинг местные власти не разрешили). Путь к месту сбора гражданам преградил цепью ОМОН. Но собрание все-таки состоялось, хотя на требование активистов республиканские власти никак не прореагировали. Решить земельный спор пытался даже федеральный центр: Конституционный суд дважды (оба раза в 2007 году) отменял региональные земельные законы. Но власти КБР игнорировали эти документы. По словам балкарских активистов, так происходит, потому что кабардинской элите удается убеждать Кремль в том, что только она является гарантом стабильности в республике.

Сумеют ли балкарские активисты путем голодовки в московском дыму добиться соблюдения прав на своей родине, сказать трудно. Но их акция, показавшая, что в республике не все так гладко, точно осложнит президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову процесс переизбрания на второй срок. Полномочия главы республики истекают в сентябре этого года.

Полная версия