Закон «О полиции» прошел первое чтение
В выходные пользователи интернета начали предлагать поправки к инициированному президентом закону «О полиции». Infox.ru отобрал наиболее популярные идеи и заодно выяснил, что участники дискуссии заблокировали идею закона на корню – многие выступают против переименования милиции в полицию.
Решение разработать новый закон о милиции принято президентом России в конце декабря 2009 года в рамках общей программы реформы МВД. На совещании 6 августа Дмитрий Медведев заявил, что пришло время переименовать милицию в полицию. Тогда же он сказал, что проект новой редакции закона будет доступен в сети для комментариев граждан 7 августа этого года.
Переписать и конкретизировать
Пользователи интернета активно вступили в дискуссию. В течение выходных они оставили более 2,2 тыс. комментариев к 11 главам, содержащим почти 60 статей.
В обсуждении интернет-пользователи проявляют политическую грамотность: они цитируют речи президента, его записи в видеоблоге и даже проводят параллели с прежним законом «О милиции», текст которого многие специально прочитали.
Участники обсуждения, отвечая на призыв президента, быстро вошли в его роль (если, конечно, Медведев сам не оставляет на сайте сообщения): они пишут лаконичные комментарии к законопроекту примерно в той форме, в какой это подобает делать главе государства: «Пункт 3 статьи 1 – переделать», «Переписать», «Слишком общие фразы», «Конкретизировать», «Слишком размытые формулировки».
Лингвистика – не аргумент
Наиболее активно пользователи сети обсуждают и выдвигают предложения по четырем статьям – «Основные направления деятельности полиции» (177 комментариев, по данным на 10.00 мск понедельника), «Права полиции» (155 комментариев), «Полиция и ее назначение» (153 комментария) и «Обязанности полиции» (122 комментария) – ни под одной другой статьей посетители пока не оставили более ста комментариев.
Пока этого не произошло, расклад попытался посчитать Infox.ru. Если учитывать только прямые заявления о поддержке или неподдержке инициативы, то результаты получаются не в пользу разработчиков: 15 человек высказались откровенно против переименования, а за него – 12 человек.
Сторонники переименования постоянно апеллируют к лингвистике – одни утверждают, что слово «милиция» происходит от «военизированный», «милитарный», а «полиция» -- от «вежливый» (например, английское polite). Другие утверждают, что «милиция» происходит от чуждого россиянам латинского, а «полиция» – от более близкого греческого.
«Зачем менять название милиции? Если вы хотите сделать так, чтобы там служили высокопрофессиональные люди, смена названия не поможет. Если люди в милиции станут профессионалами в своем деле, то будет не важно, какое название», -- один из наиболее частых аргументов противников. Они же постоянно напоминают о деньгах – откуда у государства лишние деньги на переименование, если оно не может справиться с пожарами.
У сторонников президентской инициативы аргументы другие: «Отличная идея сменить название – я и не надеялся! Конечно, не факт, что название что-то улучшит, но это правильный шаг к десоветизации! А те, кто против, -- мое сочувствие – увы, «совковую» ментальность изжить, и правда, сложно», -- написал один из пользователей.
Полномочия – урезать, возраст – повысить
Впрочем, помимо идеи вообще отказаться от обсуждаемого законопроекта пользователи интернета предлагают властям другие, менее чувствительные правки.
В первой статье, настаивают они, надо в несколько раз сократить определение полиции, занимающее семь строк, так, чтобы оно было понятно как профессору, так и мужику. Еще одна наиболее обсуждаемая народная поправка – к фразе «Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации», добавить еще и слово «численность». А наиболее радикальные посетители сайта (их набралось немало) предлагают вообще сделать так, чтобы численность полиции была точно определена законом.
Комментируя статьи второй главы, в которой речь идет о принципах работы милиции, пользователи чаще всего указывают на то, что полиция должна быть обязана уведомлять о задержании близких родственников гражданина любого возраста, а не только несовершеннолетних. Если же человек был задержан случайно, то полицейский должен быть обязан принести извинения, указывают многие комментаторы, критикуя мягкую формулировку законопроекта – «Сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены».
Многие посетители сайта zakonoproekt2010.ru призывают существенно уточнить статью о правах полиции – в каких случаях ее сотрудники имеют право проверять документы и должны ли они действительно иметь право беспрепятственно и на безвозмездной основе пользоваться средствами связи граждан – ведь так, по опасению некоторых интернет-пользователей, полицейские будут просто отнимать телефоны у прохожих и вести по ним разговоры, пока не закончатся деньги.
Что же касается обязанностей, то полицейские, по мнению участников обсуждения, должны уметь четко представляться и разъяснять характер правонарушения, а также не мешать проводить аудио- или видеозапись.
Наконец, люди не остались равнодушны к приему полицейских на работу. Большинство не согласно с нормой законопроекта, в соответствии с которой на службу может быть принят гражданин России в возрасте от 18 до 35 лет. Многие высказываются за прием молодых людей старше 20 лет, а увольнение – не ранее 40 или даже 50 лет.
Кодекс Гиппократа на борьбе с тоталитаризмом
Наряду с серьезными конструктивными предложениями пользователи интернета предлагают и менее принципиальные нормы в закон «О полиции»: например, ввести клятву по аналогии с клятвой Гиппократа, которую дают врачи. Или разработать кодекс полицейского, схожий с кодексом москвича или чиновника, в которых приезжих учат не резать баранов на улицах Москвы, а госслужащих – быть вежливыми.
Посетитель Салохин Валерий Петрович предлагает дополнить обязанности полиции такой нормой: «Защищать интересы демократии внутри страны и не допускать возврата к тоталитарному режиму всеми доступными и законными средствами, в том числе и силовыми».