Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Политика усугубила православный раскол на Украине

Визит патриарха Кирилла на Украину послужил толчком к очередному обострению отношений Московского и Киевского патриархатов. Москва призывает «раскольников» покаяться и вернуться в лоно канонической церкви, Киев обвиняет Кирилла в авторитарности. Продекларированная год назад установка на сближение проваливается.

В среду завершился недельный пастырский визит предстоятеля Русской православной церкви Кирилла на Украину. Это третья поездка предстоятеля на Украину (две пастырские и одна на инаугурацию президента Виктора Януковича). В этот раз патриарх побывал в Одессе, Днепропетровске, Киеве, встретился с церковными и политическими деятелями Украины, поздравил главу государства с 60-летием, наградив его по этому случаю высшей наградой РПЦ -- орденом святого князя Владимира I степени, и сам «за многолетний пастырский труд по формированию этических принципов славянских наций» удостоился звания почетного доктора Одесской национальной юридической академии.

Визит патриарха получил неоднозначную оценку. Украинцы, и без того измученные жарой, раздражены неудобствами, связанными с мерами по обеспечению безопасности Кирилла. В городах по пути следования патриарха перекрывали центральные улицы, выставляли милицейское оцепление, желающих посетить службу или встречу многократно проверяли. Органы внутренних дел уверяют, что специально «не фильтровали» публику, но местное население свидетельствует о другом. Окружение Кирилла утверждает, что патриарх вовсе не настаивал на таком внимании к своей персоне. Руководитель синодального информационного отдела Владимир Легойда признал: «К сожалению, приходилось наблюдать, как тысячи верующих, например в Одессе, не смогли принять участие в совместной молитве со Святейшим Патриархом. Знаю, что это также огорчает и Его Святейшество».

В этот раз, как и год назад, националистически ориентированные общественные организации попытались устроить протестные митинги. Однако они жестко пресекались. В частности, службы безопасности предотвратили акцию Украинской народной партии, в ходе которой националисты собирались предложить патриарху Кириллу «покаяться за раскол православной церкви».

Вообще, раскол стал одной из главных тем, обсуждаемых в связи с визитом патриарха. Он стал центральным вопросом синода в понедельник в Киево-Печерской лавре. Патриарх призвал «раскольников» покаяться и вернуться в лоно канонической церкви. В специальном обращении, посвященном ситуации на Украине, говорилось: «Дверь в церковь открыта, мы готовы встретить всех, кто возвращается под ее кров».

Параллельно пресс-атташе Одесской епархии отец Сергий высказал идею о прекращении «раскола» путем лишения регистрации Киевского патриархата. И хотя Московский патриархат поспешил заявить, что позиция отца Сергия не является официальной, в Киевском патриархате все происходящее вызвало недоумение.

В заявлении Священного синода УПЦ КП говорится: «На фоне сдвигов в деле преодоления церковного разделения на Украине, которые произошли в результате деятельности рабочих групп Киевского патриархата и УПЦ (МП) по подготовке к диалогу, позиция, занятая Священным синодом РПЦ на своем заседании 26 июля 2010 года относительно церковной ситуации на Украине, является неконструктивной. В своем «Обращении» Синод РПЦ фактически повторил ту бесплодную риторику, которую Московский патриархат провозглашал относительно церковной ситуации на Украине 10-15 лет тому назад, -- так, будто за эти годы ничего не изменилось, а ее бесперспективность не стала очевидной».

Деконструктивность политики Москвы отмечают и независимые эксперты. «Почему есть 15 автокефалий, некоторые из которых, например в США, очень немногочисленные, а Украине в этом праве отказано? От того, что они получат автокефалию, они же не станут антиправославными. Они остаются в рамках православного мира. Они ведут речь только об административной автокефалии, но не духовной», -- пояснила Infox.ru религиовед Екатерина Элбакян.

Отказ Московской патриархии признавать самостоятельность Киева объясним -- это может послужить нежелательным прецедентом. «Московская патриархия будет упираться до конца, прекрасно понимая, что вслед за Украиной об автокефалии заговорят Белорусская церковь, Молдавская…», -- добавляет Элбакян.

К тому же именно сейчас наиболее благоприятно для Москвы складывается политическая ситуация: президентом стал прихожанин церкви Московского патриархата Виктор Янукович. «К сожалению, тут много политики, -- констатирует эксперт. -- Смена власти на Украине не должна быть ключевым моментом во внутрирелигиозных отношениях. А сейчас мы наблюдаем такую вещь: пришел Янукович к власти, значит, можно продавливать сильнее, значит, церковь будет поставлена картой в политических играх. И тут уже не до искренне верующих прихожан».

Киев, в свою очередь, не собирается отступать. В качестве «некоего паллиативного решения» Элбакян рассматривает юридическое признание УПЦ как автономной в юрисдикции Московского патриархата. «Но думаю, что киевская сторона на это не пойдет или пойдет, но как на промежуточный вариант, на короткий промежуток времени. Цель у них -- автономия», -- отмечает религиовед.

По ее мнению, обострение отношений Московского и Киевского патриархатов -- явление временное, спровоцированное визитом патриарха. «Приезжает человек -- неважно, какого статуса, -- с задачей, противоречащей интересам тех, к кому он приехал. Естественно, получает ответную реакцию», -- говорит Элбакян. Какими-то кардинальными изменениями нынешний виток взаимных обвинений вряд ли завершится, считает она. «Вероятнее всего, этот процесс так и будет еще долго идти в вялотекущем режиме с переменным успехом», -- прогнозирует эксперт.

Тем временем в Московском патриархате говорят, что поездки предстоятеля РПЦ на Украину станут частыми и регулярными. Киеву придется привыкать.

Полная версия