Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Россия тихо вступила в борьбу с чиновниками

Подарки не дороже 3 тыс. рублей, 12 лет лишения свободы за взятку, «стучать» – по желанию. С 1 января в России вступило в силу новое антикоррупционное законодательство.

Одним из важных решений минувшего года, принятым Госдумой, стал пакет антикоррупционных законов. Всего их четыре: базовый «О противодействии коррупции», а также три, предусматривающие поправки более чем в два десятка федеральных законов – в Гражданский, Уголовный, Трудовой кодексы, законы о госслужбе, о службе в таможенных органах, о статусе военнослужащих, о милиции, о прокуратуре, о ФСБ и другие.

Антикоррупционный план президент подписал 31 июля 2008 года, и за 5 месяцев он был принят. Установку на ускоренные темпы работы парламентарии получили от самого Дмитрия Медведева. Им же были сформулированы и основные задачи: во главу угла ставится не борьба с последствиями (хотя и репрессивные меры в законе прописаны), а работа на опережение – профилактика, создание условий, не допускающих возможности для злоупотреблений.

В обществе президентскую антикоррупционную программу восприняли с воодушевлением, эксперты и правозащитники в один голос говорили о своевременности этого шага, о надеждах, которые они возлагают на новый закон. Указывали и на недостатки, но рассчитывали, что в ходе публичного обсуждения первоначальный вариант удастся «довести до ума». Когда же документ дошел до своего конечного вида, многих постигло разочарование: он оказался еще более «беззубым», чем был представлен в начале.

Плюсы

Определение коррупции: «Злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица».

Закон ужесточает наказание для коррупционеров. Руководителю придется заплатить 1 млн руб., если совершенный им подкуп или злоупотребление полномочиями повлекли «тяжкие последствия» (до сих пор те же действия оценивались в 500 тыс. руб.). Максимальный срок лишения свободы за дачу взятки увеличивается с 2 до 3 лет, а если по предварительному сговору – до семи лет (было 4 года). За вымогательство можно попасть за решетку на 7--12 лет.

Устанавливается предельная сумма подарков, которые чиновник может принимать без риска стать обвиненным в получении взятки. Презент не может быть дороже 3 тыс. руб. Все, что свыше, полагается либо сдать в собственность организации, либо выкупить.

Закон обязывает госслужащих, их супругов и несовершеннолетних детей публично отчитываться о своих доходах и имуществе. Норма распространяется также на сотрудников правоохранительных органов, таможенную службу, военнослужащих и еще ряд категорий.

Потери

Сразу же после появления президентского законопроекта правозащитники и общественные организации заговорили о том, что список родственников чиновников, чьи доходы должны декларироваться, необходимо расширить. Эту же позицию заняли и многие депутаты. Член «Справедливой России» Геннадий Гудков много раз заявлял: так узко понимаемый круг членов семьи проблемы не решает -- записать неправедные богатства на родителей ничуть не труднее, чем на жену.

Коммунист Виктор Илюхин бился хотя бы за то, чтобы учитывались доходы не только малолетних, но и взрослых детей, по крайней мере, пока те состоят на иждивении родителя. Не прошли и предложения единоросса Михаила Гришанкова о том, чтобы расширить круг родни. Председатель профильного комитета (комитета по конституционному, гражданскому и уголовному праву) Владимир Плигин на все доводы отвечал: «Расширять список родственников для целей данного законопроекта представляется нецелесообразным». В итоге утвердили «целесообразный»: супруг--супруга, несовершеннолетние дети – и все.

Тот же Михаил Гришанков предлагал существенно сократить список категорий, на которые распространяется «особый порядок» проведения следственных действий, то есть обладающих иммунитетом. Тоже не прошло. Как было более десятка «неприкосновенных» групп, так и осталось.

Заметно смягчилась норма, касающаяся «доносительства». В первоначальном варианте информировать полагалось обо всех известных случаях коррупционных или иных нарушений. Согласно конечной редакции, докладывать чиновник обязан только в том случае, если его самого склоняют к неблаговидным поступкам.

Коррупция-2010

Сильно ослабить «боевую мощь» антикоррупционного закона Думе удалось, несмотря ни на что: ни на высказанные опасения гражданского общества, ни на позицию целого ряда депутатов. Свой вариант сумели отстоять даже перед президентом. Медведева удивил и явно не обрадовал тот факт, что ряд важных положений закона вступят в силу только с января 2010 года. Узнав о предполагаемой отсрочке, он ясно заявил, что настаивает на немедленном применении антикоррупционного плана. Но парламент сумел «обойти» президента: поступившись малым, вступление наиболее радикальных норм (например, обязанность декларировать доходы) все же оттянули на год.

Формальная причина – «необходимость привести в соответствие с основным законом всю нормативную базу: указы президента, постановления правительства, внутриведомственные, региональные и муниципальные акты». Неофициально многие в этом видят благовидный повод дать чиновникам «подготовиться» к антикоррупционным мерам, а сам закон признают заметно ухудшенным даже по сравнению с первоначальным проектом.

Полная версия