Москва
3 января ‘25
Пятница

Говно вопрос русской шпионки

Обвинительное заключение в отношении «русских шпионов» Анны Чапман и Михаила Семенко читается как детектив, отмечает газета The New York Times. Редакция Infox.ru публикует эпизоды из 55-страничного документа, представленного прокуратурой Южного округа штата Нью-Йорк федеральному суду того же округа.

Кто такая Анна ЧапманСогласно данным ФБР, имена Анна Чапман и Михаил Семенко не вымышленные. В частности, Анна Чепмэн, гражданка России, занимается в Нью-Йорке бизнесом по продаже недвижимости, ее общий доход - $2 млн. Она живет и работает в США с 2009 года. 28-летнюю Чепмэн следствие считает связной в разведгруппе.
Американские спецслужбы начали следить за Анной Чапман с января 2010 года. Агенты заметили, что с января по июнь по средам Чапман бывала в разных местах Нью-Йорка, но всегда в непосредственной близости от одного из российских чиновников (в материалах департамента юстиции США он обозначен как Russian Government official № 1). За ним тоже следили: агенты пишут, что чиновник регулярно появлялся в российской дипмиссии при ООН на Манхэттене. «Уверена, что в такие моменты Чапман и российский чиновник обменивались электронными сообщениями по закрытой беспроводной сети», -- отчитывается Амит Качхия-Патель, спецагент ФБР, которая вела разработку Анны Чапман.

Разработка

20 января. Спецагенты ФБР вели видеонаблюдение в кофейне на перекрестке 47-й улицы и 8-й авеню. Анна Чапман сидела около окна, с собой у нее была сумка. Примерно через десять минут мимо окна кафе проехал минивэн. За рулем, по информации американской контрразведки, находился Russian Government official № 1 -- чиновник, имя которого США пока не раскрывают. Ориентировка на эту машину у ФБР уже была. Спецагенты включили датчик, сканирующий пространство на наличие беспроводных сетей, и установили факт соединения между двумя ноутбуками.

17 марта. Агенты ФБР вели видеонаблюдение в книжном магазине неподалеку от Гринвич-стрит и Уоррен-стрит на Манхэттене. В этом магазине находилась Анна Чапман. Агенты заметили, как рядом переходит улицу российский чиновник -- Russian Government official № 1 с дипломатом в руках. В этот момент Чапман достала из сумки ноутбук и находилась с ним в магазине в течение получаса. Чиновник остановился неподалеку и простоял около 20 минут. Сканер снова зафиксировал беспроводное соединение между ноутбуком Анны Чапман и цифровым устройством чиновника.

7 апреля. ФБР следило за Russian Government official № 1 с момента его выхода из офиса на Манхэттене. Но слежка была замечена, и чиновник вернулся в офис. В этот раз сканер обнаружил ноутбук Анны Чапман, но второй компьютер в тот день к нему не подключился.

21 апреля, 5 мая, 9 июня, 16 июня. В эти дни Анна Чапман снова выходила на связь с чиновником. И каждый раз ФБР фиксировало перекачку данных с одного ноутбука на другой.

26 июня. Тайный агент ФБР вышел на связь с Анной Чапман, убедив ее, что является сотрудником российского консульства. В 11.00 он позвонил Чапман и попытался договориться о встрече, разговор шел на русском языке и записывался. Около 12.30 Чапман перезвонила. Она говорила, что встретиться именно 26 июня проблематично, и просила перенести дату контакта.

Спецагент ФБР под прикрытием настаивал, но в итоге согласился перенести встречу на следующее утро. Однако Анна снова перезвонила и согласилась встретиться сегодня же, несмотря на то что ей надо было ехать в Нью-Йорк из Коннектикута. Договорились увидеться в кофейне на Манхэттене. Встретились ближе к вечеру. Спецагент ФБР сказал Чапман, что это он звонил ей утром, и представился Романом. Сначала говорили по-русски, но «Роман» перешел на английский, объяснив это нежеланием привлечь лишнее внимание.

Контакт

«Больше похожа на девушку Бонда, чем на самого Бонда»Анна Чапман -- активный участник российского стартап-сообщества и зарегистрированный пользователь крупнейшей международной социальной сети Facebook. Среди друзей ее аккаунта (партнеров по on-line общению) -- существенная часть пользователей из России. В основном, это люди занимающиеся венчурными инвестициями в интернет-проекты.
«Скажи, как вообще? Как у тебя дела», -- узнавал «Роман».

Анна ответила: «Все круто, только проблема со связью. Мне нужно больше информации о тебе, чтобы говорить».

«Роман»: Я из того же департамента, что и ты, но здесь работаю в консульстве, -- сказал агент-разработчик. -- Завтра мне понадобится твоя помощь. Это не обычный сеанс связи, и это не может подождать до твоей среды, понимаешь? Кстати, в эту среду все состоится?

Анна: Нет. В следующую среду.

«Роман»: Я в курсе, что со связью бывают проблемы, но я в технике не разбираюсь. Не знаю, как с ними разобраться. Но если ты мне расскажешь подробнее, я передам. Но вообще-то я знаю, что ты возвращаешься в Москву через две недели. Так что когда вернешься, сядете вместе, обсудите официально твою работу здесь, как ты справлялась. А сейчас я просто хотел увидеть, как ты, как идут дела в целом, ну и у меня задание для тебя на завтра. Это не то же самое, что твоя история с ноутбуками, это следующий шаг. Ты уже готова сделать следующий шаг, ОК?

Анна: ОК.

«Роман»: Сделать это нужно обязательно. Почему -- я сейчас объясню. Здесь есть один человек вроде тебя. Но работает не под своим именем. Ей нужно передать документы, понимаешь? Так вот у меня с собой ее документы, я их даю тебе, а ты завтра утром передашь ей. Ты берешь их, передаешь ей -- и все.

Анна: Хорошо.

«Роман»: Я могу их тебе показать, но сначала я должен убедиться, что ты согласна на следующий шаг: поработать не с ноутбуками, а лицом к лицу. Она такая же, как и ты. ОК?

Анна: Да конечно. Говно вопрос!

«Роман»: А что с ноутбуками? По-прежнему проблемы со связью?

Анна: Да. Я думала, ты улетаешь обратно.

«Роман»: Хочешь, я передам ноутбук в консульство, там его посмотрят? Или ты можешь подождать и сама отвезешь его в Москву?

Анна: Мне было бы удобнее отдать его тебе. (Позднее Анна Чапман передала агенту ФБР свой ноутбук, и его приобщили к делу как вещественное доказательство. -- Infox.ru).

После этого «Роман» объяснил Анне, когда и где она должна встретить псевдонелегала из России, чтобы передать фальшивые документы.

«Роман»: Так, это паспорт. А это она, имя ненастоящее, но можешь звать ее так, если хочешь. Вот так она выглядит. Она подойдет к тебе, передашь ей паспорт, и дело сделано. Когда закончите, приходи сюда снова, и я буду знать, что все в порядке. Тебе отсюда не видно, но вон там висит карта Нью-Йорка. Вот тебе почтовая марка. Когда все будет сделано, подойди к карте и приклей марку на нее. Я буду знать, что все в порядке.

Агент ФБР протянул Анне Чапман журнал: «Она (псевдонелегал из России. -- Infox.ru) подойдет к тебе, если будешь держать его в руках. Подойдет и скажет: «Извините, не встречались ли мы прошлым летом в Калифорнии?» А ты ответишь: «Нет, думаю, что скорее в Хэмптоне».

Анна: В Хэмптоне?!

«Роман»: В Хэмптоне, вот именно. Потом просто передаешь документы, возвращаешься сюда, клеишь марку и можешь возвращаться обратно к своим средам.

Затем «Роман» попросил Анну Чапман повторить все инструкции.

Анна: Ты уверен, что нет хвоста?

«Роман»: Я потратил три часа, чтобы добраться. Здесь можно чувствовать себя комфортно. Но когда будешь выходить, все равно, будь осторожна. Твои коллеги уже в Москве, они знают, ты справляешься, и сами скажут тебе об этом, когда увидитесь. Держись!

Анна Чапман ушла и в течение часа бродила по магазинам: зашла в две аптеки и фирменный магазин телекоммуникационной компании Vеrizon, там она купила мобильник Motorola. Чек был выдан на имя Ирины Куцовой, в графе адрес было указано: Fake street 99 (американцы указывают Fake street в качестве адреса, если хотят скрыть реальное место жительства).

27 июня. Анна Чапман не пришла на встречу со спецагентом ФБР, выступавшим в роли российского нелегала.

Полную версию обвинительного заключения публикует The New York Times здесь.

Полная версия