«Северный» и «Южный поток» не решат проблему транзита газа
Транзит российского газа через соседние государства останется источником проблем и конфликтов. Полностью исключить риски не способны даже новые газопроводы, прокладываемые по дну Балтийского и Черного моря. Решить проблему поможет только международный арбитраж, уверены эксперты. Мнение о причинах «газовой войны» между Минском и Москвой Infox.ru высказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Главная причина газового конфликта -- разная оценка стоимости газа и его транзита в Минске и «Газпроме». Россия временно сокращала поставки газа в Белоруссию из-за задолженности. Но после того как «Газпром» получил $192 млн, поставки были возобновлены. Александр Лукашенко выдвинул встречные претензии Москве за недоплату $32 млн. Минск грозит блокировать российский транзит нефти и газа в Европу.
Белорусская сторона настаивает на цене транзита через ее территорию в $260 млн по ставке $1,88 за прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Эта цифра зафиксирована в протоколе к договору от 2008 года. До октября 2009 года «Газпром» оплачивал транзит по ставке $1,74. Так накопилась дополнительная сумма за транзит, которую Россия пока не признает, считают в Белоруссии. «Газпром» оплатил транзит в $228 млн. В компании полагают, что задолженность образовалась именно в таком объеме. Позиция российской стороны базируется на действующем договоре от 2006 года, где ставка составляет $1,45.
Российско-белорусский контракт на поставки газа в Белоруссию предполагает привязку к цене на газ в Польше с поквартальным изменением. «Но Лукашенко говорит: надо платить по $150, больше не можем, и в результате формируется долг», -- поясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По словам эксперта, Минск идет на шантаж, так как способен блокировать транзит газа по российскому газопроводу «Ямал--Европа»: принадлежность трубы «Газпрому» не дает гарантии стабильности поставок.
Дополнительные газопроводы в обход неспокойных стран-транзитеров (Белоруссия и Украина) не решат проблему транзита, считает эксперт. Мощность труб позволит заменить либо транзит через Украину, либо через Белоруссию и частично Украину, рассказывает Константин Симонов. Поэтому для стабильного транзита углеводородов в Европу необходимо формировать систему международного арбитража для решения подобных споров, отмечает эксперт, и Евросоюз кровно заинтересован в такой работе.
Москва согласна на увеличение платы за транзит, но просит делать это цивилизованным путем переговоров, а не ультиматумами. Трудность переговоров и в том, что ни у Владимира Путина, ни у Дмитрия Медведева не складываются отношения с Александром Лукашенко, уверен Константин Симонов. По мнению эксперта, пока не будут разработаны и введены единые обязательные правила транзита, подобные «газовые» войны с Белоруссией и с Украиной неизбежны.