Погода, техника и провокаторы против оппозиции
Московские власти разрешили оппозиционерам собраться на Триумфальной площади, чтобы вспомнить о разгоне акции 31 мая. На этот раз милиционеры не мешали митингующим выражать свое мнения, а, наоборот, охраняли их. Теперь оппозиционерам мешало все остальное -- погода, провокаторы, сирены спецтранспорта и технические неполадки.
Московские власти остались верны себе. Митинги на Триумфальной площади проводить разрешено, допустимо назначать политические выступления и на 31-е число. Но ни в коем случае не 31-е на Триумфальной площади.
16 июня столичные власти разрешили оппозиционерам собраться на Триумфальной площади, чтобы вспомнить, как две недели назад их здесь же разгоняла милиция. В среду вечером у памятника Маяковскому состоялся митинг «31 мая не простим!». Собравшихся можно было узнать по акциям в защиту 31-й статьи Конституции. Хотя были среди них и люди, несанкционированные акции обычно не посещающие. Священник Глеб Якунин, отлученный от Российской православной церкви, на проходе через рамку металлоискателя снял массивный металлический крест. «Не знаю, почему на этот раз акцию разрешили. Возможно, потому, что Медведев едет в Америку, там с Обамой будет встречаться, поэтому решили дать такое небольшое послабление», -- предположил священнослужитель и член Московской Хельсинкской группы.
За милицейским оцеплением на площади можно было увидеть еще одно. За рамками металлоискателей стояла группа, осматривающая входящих. «Провокаторов поджидаем», -- пояснили они. Ждать долго не пришлось – молодые люди, которые представились членами движения «Солидарность», рассказали, что среди пришедших видели комиссара движения «Наши». С милиционерами, которые только две недели назад были оппонентами демонстрантов, сегодня участники акции обсуждали, как будут выпроваживать непрошеных гостей «если что».
«Если что» произошло перед началом митинга. Молодые люди неопределенной политической ориентации развернули плакаты о том, сколько раз упоминали в СМИ известных оппозиционеров после акции 31 января (видимо, свежих плакатов пока не напечатали). Участники митинга быстро скрутили и вывели провокаторов под крики одного из организаторов митинга Льва Пономарева: «Ребята, поаккуратней с ними!» К микрофону во время потасовки подскочил известный журналист Виктор Шендерович: «А, теперь ясно, что здесь делает камера ВГТРК. Я все никак не мог понять, зачем сюда пришли журналисты федерального телеканала, что они будут тут снимать. Теперь понятно, кого они пришли снимать», -- иронизировал Шендерович.
После того как провокаторов вывели, митинг продолжился, хотя и не без сложностей. Во время выступления Льва Пономарева по Тверской улице регулярно проезжали машины с мигалками, звуком сирен заглушая слова правозащитника, а потом у оратора и вовсе перестал работать микрофон. После некоторой задержки Пономарев продолжил вещать силами своего голоса о том, что сознательные граждане московским властям не уступят.
Несмотря на плохую погоду и проблемы с техникой, митинг собрал немало народу – организаторы насчитали на площади около 500 человек. В основном здесь были члены движения «Солидарность», объединения «Гражданский фронт», несколько обманутых дольщиков, можно было увидеть одинокий флаг «Яблока» и автомобилиста с синим ведерком. Многие из этих людей традиционно принимают участие в акциях «Стратегии-31». Хотя некоторые очевидно пришли впервые. Женщина интеллигентного вида со взрослой дочерью рассказали, что на акциях в защиту 31-й статьи Конституции никогда не были, но всегда собирались прийти, и только сейчас получилось.
Как ни парадоксально, жесткий разгон акции 31 мая привлек к «Стратегии-31» новых адептов. Один из участников митинга рассказал, что никогда раньше не участвовал в акциях в защиту 31-й статьи Конституции. Мужчина, представившийся Виктором Кирпичниковым, объяснил, что 31 мая случайно оказался на Триумфальной площади и вместе с оппозиционерами попал в автозак. Там, по его словам, он находился около двух часов, милиционеры при этом включили в машине зимнее отопление. В отделении милиции Кирпичникову повредили ногу. «Теперь я буду постоянным участником этих митингов», -- заключил мужчина.