Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Российская армия способна к контракту только на четверть

Военные не признают факт отказа от полноценной контрактной армии. Руководство оборонного ведомства говорит: проблемы при комплектовании вооруженных сил контрактниками есть, но от идеи создания профессиональной армии Минобороны не отказывается. Однако простая оценка результатов федеральных целевых программ по переводу армии на контрактную основу и последние инициативы Генштаба по ужесточению призывной системы свидетельствуют: российская армия на долгие годы останется массовой и непрофессиональной.

Контракт не для всех

«Мы не собираемся отказываться от контрактной армии», -- заявил в среду журналистам министр обороны Анатолий Сердюков после закрытого правительственного часа в Совете федерации. Он уточнил, что сейчас в армии служат 150 тыс. контрактников, но увеличению числа профессионалов в войсках вновь препятствуют финансовые трудности. «При благоприятных экономических условиях эта цифра может возрасти до 200-300 тыс.», -- добавил министр. По мнению Анатолия Сердюкова, оптимальное число контрактников для российской армии -- 250 тыс. Большинство нанимаемых военнослужащих составляют сержанты, задачи и полномочия которых серьезно расширятся.

Еще до начала весенней призывной кампании 2010 года главком сухопутных войск Александр Постников сетовал, что профессиональный уровень нынешних контрактников оставляет желать лучшего: «Контрактники нам нужны, но не такие, какие сейчас служат». Военные признавали, что контрактников станет меньше. Первым «проговорился» начальник Генштаба Николай Макаров: «Мы не переходим на контрактную основу. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем». После такой откровенности коллеги Макарова по военному ведомству с переменным успехом сглаживали и уточняли слова начальника Генштаба.

150 тыс. нынешних контрактников -- результат федеральной целевой программы по переводу армии на контрактную основу, рассчитанной на 2004-2007 годы. Правда, в отведенные сроки программа предполагала увеличение общего числа контрактников до 400 тыс. (фактически в 2008 году таковых было только 200 тыс.), а количество профессионалов в частях постоянной боевой готовности должно было возрасти до 147 тыс. (фактически в 2008 году -- 100 тыс.).

На ФЦП потратили более 100 млрд руб., но необходимых результатов не добились: не все запланированные должности занимались контрактниками. Минобороны не удалось достичь и главной цели: военная служба по контракту не стала привлекательной. Нанимаемые солдаты получали низкие зарплаты, не были решены проблемы с обеспечением жильем. По данным «Солдатских матерей», права контрактников постоянно ущемлялись, а часть денежного довольствия отбиралась офицерским составом. Эти обстоятельства способствовали оттоку контрактников из армии.

Новая федеральная целевая программа по комплектованию армии контрактниками рассчитана на 2009-2015 годы. О ней говорят уже гораздо меньше, чем о предыдущей программе. Главная задача ФЦП -- увеличение числа профессиональных сержантов. Сейчас программа реализуется прежде всего в рязанском центре подготовки сержантов, созданном на базе училища воздушно-десантных войск. Поэтому под словами Анатолия Сердюкова о возможном увеличении числа контрактников в армии до 250 тыс. следует понимать давно запланированное сержантское пополнение. Рядовых призывников профессионалами не заменят. Контрактной будет только четверть российской армии.

Все для призыва

О переходе армии на контрактную основу сведений немного. А вот информации о переменах в системе призыва поступает все больше. Главное управление кадров Минобороны, например, намерено ввести электронный паспорт призывника, который заменит все военно-учетные документы в военкоматах. Заводить паспорта планируют с детства, что упростит призыв будущих срочников даже в случае смены жительства или частых переездов.

Теперь граждан России к обязательной службе в армии будут готовить с малых лет. Правительство утвердило «Концепцию федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года». По сути, это возрождение начальной военной подготовки, существовавшей в СССР. Новая программа включает организацию военно-спортивных лагерей, появление в школах тиров, патриотическое воспитание и физическую подготовку.

Текущие проблемы с призывной системой принялось решать главное организационно-мобилизационное управление Генштаба. Начальник управления Василий Смирнов предложил несколько мер по ужесточению призывной системы: увеличение призывного возраста до 30 лет, сокращение числа вузов, дающих отсрочки от армии, возможность призыва студентов после окончания первого или второго курса с обязательным сохранением места в вузе, продление весенней призывной кампании до 31 августа (либо введение дополнительного призыва).

Для привлечения молодых людей к военной службе Минобороны пытается изменить сложившийся негативный образ вооруженных сил. В рамках эксперимента в войсках вводятся выходные, послеобеденный сон, сдвигается на полчаса время подъема и отбоя. Планируется, что военнослужащие будут заниматься физической и боевой подготовкой, а второстепенные обязанности будет исполнять нанимаемый обслуживающий персонал. Но как отмечают эксперты, дедовщину искоренить военным пока не удается, а служба в войсках студентов или призывников старше 25 лет помешает модернизации России, о которой так много говорит руководство страны.

Полная версия