Первая скверная лекция правых
Московское отделение «Правого дела» во главе с Евгением Чичваркиным провело свою первую уличную акцию. Пока «несогласные» на Триумфальной площади разогревали ОМОН файерами и листовками, бизнесмен тщетно пытался расшевелить толпу экономическими лекциями в Новопушкинском сквере.
Московские правые, а точнее их лидер, не стали устраивать из своего первого выхода на улицы традиционный митинг со скандированиями и многочисленными речами. Глава столичного отделения «Правого дела» Евгений Чичваркин в своем видеообращении призывал всех желающих «просто прийти поговорить» о насущных проблемах.
Партия получила от московских властей разрешение провести в Новопушкинском сквере акцию при участии не более 1,5 тыс. собственных активистов. Но «побеседовать» с известным предпринимателем пришли только около 200 человек, в основном молодых людей (по виду ученики старших классов и студенты первых курсов). Всем были розданы яркие таблички и плакаты с основными лозунгами мероприятия: они охватили, пожалуй, весь спектр проблем, который только можно было уместить в один митинг: «НДС – 12%», «Аи-95 меньше 11 рублей», «Хватит кошмарить бизнес» и «Пробки убивают ВВП». Точно такими же утверждениями была украшена и сцена, с которой выступали Евгений Чичваркин и бывшая член СПС Елена Гусева.
Сам бизнесмен прибыл на место акции вовремя – к 13.00 и вместе со всеми дожидался начала действа. Параллельно с правыми в центре города, на Триумфальной площади, планировали провести несанкционированное шествие представители «Другой России». Близость оппозиционеров была очевидна: вся Тверская улица, Пушкинская площадь и Новопушкинский сквер были оцеплены ОМОНом, так что без предъявления документов и демонстрации содержимого сумок по этой территории пройти было нельзя. Как пояснила бывшая активистка СПС Елена Гусева корреспонденту Infox.ru, «мероприятие «Правого дела» отчасти стало альтернативой «Маршу несогласных» – здесь мы спокойно говорим об интересующих нас проблемах».
Но несмотря на то что устроители акции и, в частности, сам Евгений Чичваркин всячески старались противопоставить свое мероприятие традиционным уличным перфомансам от «Другой России», оппозиционеров на митинге вспоминали часто – и сами устроители и пресса. В сквере молодежь с плакатами и табличками пыталась согреться, отплясывая под «Хочу перемен» Виктора Цоя (эта песня традиционно звучит у оппозиционной коалиции), а сотрудники пресс-службы правой партии (бывшие сотрудники СПС) постоянно по телефону связывались с коллегами, находившимися на «Марше несогласных». Как пояснили корреспонденту Infox.ru, для того чтобы «быть в курсе ситуации и в случае жесткого, именно силового, подавления акции сделать соответствующее заявление».
До комментариев по поводу «несогласных» дело так и не дошло. Спустя час после официального старта акции Чичваркин поднялся на сцену и вместе с Гусевой начал свой «разговор». Имеющая партийный опыт Гусева попыталась рассказать краткую историю «Правого дела» и эмоционально призвать собравшихся «стать ответственными и вменяемыми налогоплательщиками». Предприниматель же, будучи новичком в политике, решил фактически выступить с докладом и довести до молодежи свою антикризисную программу и говорил так, словно находился на пресс-конференции. Не жалея экономических терминов, он разъяснял пришедшим про банковский коллапс («слава богу, что его не случилось, как в 98-м году»), проверки малых предприятий («проверки всех зае...»), про то, из чего складываются цены на продукты, бензин и прочее. «Не понял формат», -- сделали вывод удивленные журналисты.
Судя по лицам замерзших «соратников» «Правого дела», молодых людей, ни разу не отреагировавших на выступление Чичваркина, крайне смутили словосочетания вроде «чистая прибыль» и «оборотный штраф». Хотя самим активистам тема малого бизнеса явно была не чужда: еще до начала митинга к корреспонденту Infox.ru подошел юноша с плакатом и деловито поинтересовался: «До скольки надо быть на митинге?» «Вообще в заявке значится до 15.00…» -- вспомнил корреспондент. «А сколько платить будут?» -- тут же отреагировал молодой человек. На этот вопрос ответил позднее сам Чичваркин, бодро сообщив со сцены, что «денег мало, поэтому будем действовать через интернет».
Уличный дебют основателя «Евросети» завершился под аплодисменты совсем замерзших активистов. Призыв вступать в партию на молодую аудиторию не подействовал: они быстро свернули плакаты и разошлись.
Зато за сценой господина Чичваркина атаковало наследие трех самоликвидированных партий – СПС, ДПР и «Гражданской силы». Бывшие члены партий прямо на улице писали заявления о вступлении в «руководящие органы партии «Правое дело» и задавали вопросы Евгению Чичваркину. Как пояснила корреспонденту Infox.ru бывшая участница СПС Елена Гусева, «сейчас, когда идет регистрация партии, ему (Чичваркину. – Infox.ru) нужна была акция, чтобы москвичи увидели новую правую партию». Кроме того, уточнила Гусева, «московскому отделению хорошо бы получить человек 550». Кто из членов распущенных партий будет преобладать в этом составе, Гусева предсказывать не стала. На митинг «Правого дела» пришли в основном наименее радикально настроенные представители СПС. (Сам Евгений Чичваркин идет по квоте от Демократической партии, в которой никогда и не состоял).