Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Генштаб: взаимосвязь ПРО с СНВ для нас принципиальна

Привязка нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений к американской ПРО принципиальна для российской стороны. Россия имеет право на выход из СНВ, если уровень ПРО будет угрожать национальной безопасности государства. Об этом напомнил в понедельник начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров.

«Взаимосвязь ПРО с СНВ для нас принципиальна», -- заявил в понедельник начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров. По словам генерала армии, «на данном этапе развития ПРО по большому счету нас не волнует», но в дальнейшем американская система противоракетной обороны может стать опасной для российского ракетного потенциала. Если американская ПРО станет непреодолимой, Россия оставляет за собой право на выход из договора СНВ.

Основу договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года составлял принцип взаимной незащищенности сторон. СССР и США имели право оснастить средствами ПРО только по одному региону страны. Советский Союз разместил противоракетные системы в Московском округе, американцы -- в Северной Дакоте, где расположены их ядерные арсеналы. Новая американская ПРО прикрывает различные районы. Более того, использование средств противоракетной обороны морского базирования резко повышает мобильность новой ПРО.

США предлагают России участие в американской системе ПРО. Этот вопрос обсудят председатель объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США адмирал Майк Маллен и начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров во время визита российского военачальника в Вашингтон, намеченного на вторую половину апреля. По словам Макарова, российские военные должны понять, насколько реальна угроза, которая заявляется как причина расширения ПРО США. Первый заместитель министра обороны уточнил, что Россию устроит только «полнокровное участие в системе ПРО в случае подтверждения исходящих угроз».

Нынешний договор о сокращении стратегических наступательных вооружений отличается резким снижением носителей (на треть) и боезарядов (почти в два раза). Договор рассчитан на десять лет с возможным продлением на пять лет. На сокращение вооружений отводится семь лет. Проверять процесс будут 18 комиссий (прошлый договор предполагал 25). Николай Макаров пояснил, что комиссии будут выборочно проверять ракеты, фиксируя число боезарядов на носителе и проверяя наличие ядерных зарядов. Под взаимный контроль попали все тяжелые бомбардировщики (место их нахождения, вооружение). Проверяться будут все самолеты вне зависимости от заявленного ядерного или неядерного вооружения носителя.

По словам Николая Макарова, подписанный договор имеет паритетный характер, он исключает односторонние меры. Например, по новому соглашению Россия более не обязана предоставлять сведения о районах патрулирования грунтовых подвижных стратегических ракетных комплексов.

Главным препятствием для исполнения нового договора СНВ может стать конгресс США, где сейчас демократы имеют относительное большинство. В союзе с умеренными республиканцами демократы могут протащить договор в этом году. Но сделать это необходимо до осенних промежуточных выборов конгрессменов. Так как изменение состава конгресса в сторону увеличения представителей Республиканской партии может поставить под вопрос ратификацию договора.

Полная версия