Ходорковский рассказал, где деньги
В среду в Хамовническом суде продолжил давать показания Михаил Ходорковский. Подсудимый рассказал о том, куда ушли заработанные ЮКОСом деньги, и ответил прокурорам, что вертикально интегрированную компанию создал не он, а государство.
В начале заседания Ходорковский заявил, что факт пропажи нефти у дочерних компаний ЮКОСа был выдуман следствием, потому что никаких сообщений о пропаже нефти и, соответственно, проверки таких сообщений в материалах дела нет. В то же время компании «Самаранефтегаз», «Юганскнефтегаз» и «Томскнефть» («дочки» ЮКОСа, у которых, по версии обвинения, Ходорковский похитил нефть) в период с 1998 по 2003 год ежегодно проводили инвентаризацию имущества, но пропажу нефти не обнаружили. Подсудимый рассказал, что пытался приобщить инвентаризационные описи к материалам дела, но ему было отказано.
Размытость обвинения, по словам Ходорковского, приводит к тому, что остается неясным, в чем именно его обвиняют – в материалах дела представляются разные версии. «Хищение путем присвоения и путем обмана – две разные вещи. Если воли собственника нет – присвоение, если есть – обман. Обвинение предлагает мне угадать, а суду – выбрать, по какому из многочисленных обвинений будет выноситься приговор», -- заявил Ходорковский.
Третьим обвинением, которое официально подсудимым не вменяется, но присутствует в материалах дела, по словам Ходорковского, стало подозрение в незаконном изъятии прибыли ЮКОСа за 1998-2003 годы. «Любому здравомыслящему человеку понятно, что это – не дополняющие друг друга, а взаимоисключающие обвинения, поскольку если есть прибыль, значит, нефть была продана, а не похищена», -- заявил Ходорковский, но показания по этому вопросу – где похищенная ЮКОСом прибыль – все же дал.
Где деньги
Речь идет о пропаже $9,6 млрд из $15,8 млрд, заработанных ЮКОСом в период с 1999 по 2003 годы. Ходорковский на всякий случай отчитался за всю прибыль ЮКОСа. По словам подсудимого, большая часть этих средств была потрачена на приобретение «Сибнефти» -- $6,69 млрд. Еще $2 млрд пошли на приобретение других активов, $2,6 млрд – на выплату дивидендов акционерам, полмиллиарда – на консолидацию ЮКОСа с дочерними компаниями и почти $5 млрд – на капиталовложения, направленные на повышение добычи нефти.
Кроме того, по словам Ходорковского, на прибыль ЮКОСа строились объекты социального значения, выплачивались годовые премии персоналу компании и погашались штрафные санкции. Таким образом, по словам подсудимого, вся прибыль компании к концу 2003 года была израсходована.
В том, что прибыль у ЮКОСа была, уверены и российские государственные ведомства. Ходорковский напомнил суду, что Министерство по налогам и сборам обязало ЮКОС оплатить дополнительные налоги с этой прибыли, полученной от реализации нефти. «Министерство юстиции в настоящее время отстаивает законность этих требований в Страсбурге, явно не полагая, что вся нефть у него и его дочерних компаний была похищена», -- заключил Ходорковский.
Вертикаль ЮКОСа
Ходорковский опроверг утверждения, содержащиеся в материалах дела. В частности, обвинение уверяет, что бывший руководитель ЮКОСа создал вертикально интегрированную компанию. Ходорковский пояснил, что создал ее не он, а государство.
После развала Советского Союза нефтяная отрасль России переживала сложные времена – из-за разного подхода к управлению предприятиями работа добывающих и перерабатывающих компаний останавливалась и они терпели огромные убытки. В результате в 1992 году президент Ельцин подписал указ о создании вертикально интегрированной компании ЮКОС, за ним вышло постановление правительства. Суть нововведения была в том, что головной компании подчинялись разведывательные, добывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-«дочки». При этом дочерние предприятия были обязаны выполнять указания ЮКОСа. Процесс вертикальной интеграции растянулся на несколько лет и был завершен только в 1998 году.
Именно в целях интеграции акционерам дочерних компаний в 1997 году предложили поменять их акции на акции ЮКОСа. По словам Ходорковского, миноритарных акционеров никто не обошел – прибыль распределялась после того, как дочерние компании вошли в ЮКОС.
«Решение о создании вертикально интегрированной компании принималось и утверждалось государством как основным акционером ЮКОСа в 1993 году. Организованная преступная группа (так обвинение называет бывших руководителей ЮКОСа. – Infox.ru) была создана спустя 3-5 лет», -- подвел итог Ходорковский.
Сложные отношения с «дочками»
Ходорковский в своем выступлении прокомментировал утверждение обвинения о том, что нефть ЮКОСом должна была покупаться по рыночным ценам – ценам Роттердама и Аугуста. Нефть у дочерних предприятий, по словам подсудимого, покупалась по фактической стоимости – с покрытием всех расходов на добычу и переработку. Ходорковский в очередной раз заявил, что цена на нефть в Роттердаме не равняется и не должна равняться ценам в регионах добычи, хотя бы потому, что компания несет дополнительные расходы на транспортировку.
Ходорковский проиллюстрировал свое утверждение предположением, что бы было, если бы дочерние предприятия сами занимались реализацией нефти. Для этого им бы понадобилось создавать отдел сбыта, транспортировки, таможенного оформления, валютно-экспортных операций, а также содержать штат представителей в регионах сбыта. Кроме того, они бы понесли дополнительные затраты на транспорт, пошлины, страховку, а в период с 1998 по 2003 годы столкнулись бы с коммерческими рисками – неоплатой или несвоевременной оплатой продукции.
За счет этого и складывается разница в ценах. По словам Михаила Ходорковского, внутрикорпоративные цены в ЮКОСе были сравнимы с ценами других компаний в тех же регионах добычи.
Ходорковский заступился за Бахмину
Рассказывая о структуре ЮКОСа, в котором находилось более 400 дочерних компаний с общей численностью сотрудников более 150 тысяч человек, Ходорковский заговорил о процедуре реструктуризации группы. По его словам, решение о реструктуризации принял он лично, чтобы избавиться от ненужных активов, которые не приносили прибыли, а содержать их было надо. В результате этого процесса компании удалось снизить себестоимость нефти свосьми до полутора долларов за баррель.
Ходорковский вспомнил и о деле Малаховского и Переверзина. В 2007 году гендиректора компании «Ратибор» Владимира Малаховского и замдиректора дирекции внешнего долга компании ЮКОС Владимира Переверзина осудили за хищение $13 млрд (по версии следствия, Малаховский и Переверзин через подконтрольные фирмы участвовали в «номинальном» конкурсе на покупку нефти у компаний «Самаранефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Томскнефть»-ВНК, после чего по искусственно заниженным ценам они скупали нефть и перепродавали ее по более высокой стоимости).
По словам Михаила Ходорковского, это он имел право вверять имущество исполнительным органам, одобрять и не одобрять сделки. «Следствие по делу Малаховского и Переверзина обмануло Басманный суд. Они скрыли мое право, в результате осуждены невиновные (Малаховский – на 12 лет лишения свободы, Переверзин – на 11 лет. -- Infox.ru)», -- заявил Ходорковский.