Президенты плодятся в интернете
Российский президент дружит с Виктором Януковичем, но игнорирует Владимира Путина. Об этом свидетельствует аккаунт Дмитрия Медведева в одной из самых популярных в мире социальных сетей. Виртуальные лидеры, впрочем, не имеют никакого отношения к реальным политикам. Но страницы, вызывающие полное доверие у рядовых пользователей сетей, уже становятся источником дезинформации как минимум в сетевом пространстве и СМИ.
Администрация российского президента направила официальное уведомление в администрацию микроблога Twitter с просьбой удалить аккаунт ru_medvedev, ведущийся от имени президента РФ Дмитрия Медведева. Как уже писал Infox.ru, микроблог, который читают более 10,5 тыс. человек, не беспокоил Кремль до понедельника, 29 марта. Аккаунт транслировал новости с официального сайта администрации президента. Но в день терактов в Москве в ru_medvedev появилась цитата от первого лица, которую читатели, в том числе журналисты, приняли за позицию президента.
Как пояснил тогда Infox.ru замруководителя пресс-службы президента Михаил Бубен, Кремль с представителями социальных сетей, где представлены поддельные страницы главы государства, до того момента не связывался, «потому что не было факта, прецедента, который позволил бы говорить о том, что права действительно нарушают». «Мы планировали это сделать, но ситуация, которая была в понедельник, заставила нас действовать быстрее», -- пояснил Бубен.
Бубен добавил: то, что в социальных сетях есть большое количество мнимых Медведевых, страницы которых подписаны как официальные ресурсы главы государства, – «это безобразие». Впрочем, российский президент не единственная жертва сетевой активности. Так, в социальной сети Facebook уже несколько месяцев существует «Офіційна сторінка Президента України Віктора Федоровича Януковича». Первая запись в аккаунте появилась 11 марта этого года – спустя две недели после инаугурации нового президента Украины. У виртуального Януковича уже более 1,5 тыс. сетевых друзей, причем буквально на днях он «подружился» с российским коллегой, лже-Медведевым (у лже-Медведева в Facebook более 10 тыс. поклонников).
Пресс-секретарь Януковича Денис Иванеско отказался по телефону разбираться в перипетиях виртуальной жизни своего начальника, но четко заявил Infox.ru: «Официальное представительство Виктора Януковича в интернете – это сайт администрации президента Украины. Все». Ссылок на какие-либо аккаунты в социальных сетях, в сетевых дневниках и микроблогах официальный сайт администрации президента Украины действительно не дает.
Администрация российского президента также уже открестилась от виртуального Медведева. Кстати, со своим реальным другом Владимиром Путиным лже-Медведев в Facebook не дружит. Аккаунт, ведущийся от имени премьер-министра (транслирует новости с сайта правительства РФ), читают почти 1,5 тыс. человек. Но, учитывая отсутствие большого интереса у Путина к интернету, можно с уверенностью говорить, что и этот аккаунт не имеет никакого отношения к официальному Белому дому. Вряд ли принадлежит аккаунт в социальной сети и президенту Белоруссии Александру Лукашенко, которого читают только 88 пользователей сети. В твиттере Лукашенко читают еще меньше – всего 11 человек.
Как показывает практика, избавиться от такого виртуального «безобразия» возможно, разве что создавая официальные аккаунты лидеров, которые, судя по всему, действительно востребованы. Во всяком случае, после инцидента с «Твиттером» администрация российского президента решила создать официальный микроблог Медведева.
Законодателем мод в этой сфере, безусловно, является президент США Барак Обама. Он – самый активный интернет-пользователь среди глав государств мира. Американская политическая элита давно оценила пользу интернета. Подтверждением тому служит уже ставшая политической притчей предвыборная кампания 44-го президента США, которую консультанты нынешнего главы Белого дома во многом провели за счет использования интернет-технологий и блогосферы. В ход шли YouTube, электронная почта, Facebook, микроблоги и так далее. Консультанты Обамы апеллировали к тому, что 90% жителей США в возрасте до 29 лет являются пользователями интернета и каждый третий американец размещает в сети свои комментарии или рейтинги.
Команда Обамы добилась потрясающих результатов: внедрив новую политическую культуру общения, пиарщики американского президента собрали 13 млн адресов электронной почты и больше 3 млн друзей на странице Обамы в Facebook.
До сих пор побить рекорд его присутствия в сети пока не удалось никому. Сейчас, например, твиттер Обамы читают уже больше 3,5 млн человек (в микроблоге главы Белого дома при этом пока всего около 650 записей).
Для сравнения: микроблог, ведущийся от имени президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, смотрят около 2 тыс. человек. Страницу Ахмадинеджада (точнее его поклонников) Facebook читают почти 15,5 тыс. читателей. На аккаунт, ведущийся от имени главы КНДР Ким Чен Ира (занимаемая им должность в сети описана как North Korea people lover and protector -- то есть фактически: «любитель и защитник людей Северной Кореи»), подписаны около 1,5 тыс. поклонников.
В социальных сетях американский президент также даст фору любым другим руководителям. При том что на странице Барака Обамы в Facebook честно указано, что ведет ее специальная общественная организация при национальном демократическом комитете Америки, в друзьях у Обамы на данный момент более 8 млн человек. Официальную страницу Белого дома в той же сети читает около полумиллиона пользователей.