Базы в Абхазии и Южной Осетии мешают Европе разоружиться
Отношения России и США во многом зависят от успешности переговоров по вопросам ПРО и договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Подписание в этот четверг нового соглашения по СНВ может способствовать началу переговоров по возвращению России в Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Американские эксперты уверены, что в действии ДОВСЕ заинтересованы и США и Россия.
О желании возобновить переговоры по полномасштабному исполнению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) заявил в начале марта генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен. Через некоторое время постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин отправил руководству блока предложение по разблокированию ДОВСЕ.
Россия настаивает на ратификации ДОВСЕ всеми странами, подписавшими договор, и отмене «фланговых» ограничений (дополнительные ограничения на создание крупных войсковых группировок на территории Ленинградского и Северокавказского военных округов). Ограничения по СКВО вынудили Россию в ходе обеих чеченских кампаний перебрасывать войска на Кавказ со всей страны.
По мнению Рогозина, к договору должны присоединиться Латвия, Литва и Эстония, расположенные в непосредственной близости к России и ставшие членами НАТО. Российская сторона также считает, что необходимо снизить уровень численности войск для НАТО ввиду расширения блока. Рогозин отметил, что в случае ратификации договора всеми странами-подписантами, ДОВСЕ может быть преобразован в духе договора о европейской безопасности для более открытого и точного контроля вооружений в регионе.
ДОВСЕ был подписан в 1992 году. Тогда договор ограничивал количество танков, артсистем, бронированной техники, боевых самолетов и вертолетов на линии соприкосновения НАТО и стран Организации Варшавского договора. В 1999 году был принят новый вариант ДОВСЕ, предполагавший контроль уже на национальном уровне. Но ратифицировали договор только Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан. Молдавия и Грузия требовали вывода российских баз со своих территорий (в случае с Молдавией -- с территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики). Вслед за Тбилиси и Кишиневом ратифицировать договор отказались члены НАТО, расширение которого продолжилось. В 2007 году приостановила действие ДОВСЕ и Россия, по сути выполнявшая договор в одностороннем порядке.
Американский эксперт по контролю за вооружениями Шерман Гарнет считает, что переговоры по ДОВСЕ возобновятся уже в этом году и, конечно, будут непростыми, так как возникнут вопросы, неприятные для России. Но в долгосрочной перспективе сохранение договора намного важнее, заключает эксперт.
Главная сложность предстоящих переговоров -- наличие военных российских контингентов в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии. В Приднестровской республике располагается миротворческий батальон и остаточный контингент для охраны склада российских боеприпасов. По данным посла России в Молдавии Валерия Кузьмина, в непризнанной республике находится около 2 тыс. российских военных, при этом на территории ПМР нет тяжелых вооружений, регулируемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе.
Российские базы были выведены из Грузии еще до августовского конфликта 2008 года. Но после войны и признания Южной Осетии и Абхазии Россией на территории этих государств были размещены российские военные контингенты. Однако Грузия, США и страны НАТО не признают независимости двух новых закавказских государств, поэтому складывается еще более сложная ситуация: участники ДОВСЕ считают, что российские военные базы так и не были выведены с грузинской территории, а Россия, в свою очередь, резонно полагает, что в Грузии у нее баз нет.
«Вернуться в число участников договора было бы неплохо и для самой России», -- уверен профессор права и дипломатии, один из разработчиков ДОВСЕ Джефф Маккосланд. По его мнению, при расширении НАТО возможность контроля и наличие ограничений на вооружения выгодны скорее России, чем США. При этом ДОВСЕ должен предотвратить не только полномасштабную войну, но и локальные конфликты.
Однако пока трудно однозначно судить, насколько готовы стороны пойти на сокращение своих военных группировок в условиях террористической активности на Северном Кавказе и этнической напряженности в Закавказье.