Религиозная культура вышла на практику в школу
Новая четверть для школ 19 регионов начнется преподаванием экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дискуссии на эту тему все предыдущие месяцы -- только вступление к по-настоящему жарким спорам. Практическая апробация выявит сильные и слабые стороны той конструкции, которую создали в спешном порядке, выполняя пожелание президента заняться духовно-нравственным воспитанием юного поколения.
Школы определены, учителя обучены, родители опрошены, учебники, книги для родителей и педагогов вот-вот поступят – и 1 апреля четвероклассники примутся за изучение нового предмета с длинным названием, не умещающимся в коротенькую строчку дневника, -- основы религиозных культур и светской этики.
На самом деле каждый школьник будет осваивать не весь комплексный курс, а одну из шести его составляющих. На выбор семьи предлагались основы православной, иудейской, мусульманской, буддийской культур, мировые религии или светская этика. Самым востребованным оказался светский модуль. Далее предпочтения распределились так: основы православной культуры, за ними следуют мировые религиозные культуры, затем конфессиональные курсы мусульман, буддистов, а меньше всех выбравших основы иудейской культуры.
Происки чиновников он усмотрел и в том, что учебные пособия не были заранее разосланы в школы. «Я убежден, что учитель начнет уроки, не видев в глаза учебника. Это идиотская ситуация, она не была неизбежной. Это саботаж Министерства образования… В эпоху интернета можно было два месяца назад разослать электронные версии учебника», -- приводит слова Кураева агентство «Интерфакс». Об этом диакон заявил, будучи в Ставрополе, где обнаружил, что туда учебную литературу до сих пор не завезли.
С книгами действительно затянули, но обвинять в этом министерство или издателей сложно: слишком мало времени было отведено на подготовку и внедрение эксперимента. Учебники писали несколько месяцев, а потом буквально «до последнего» редактировали, пытаясь совместить культурологический подход, научную достоверность и психолого-педагогическое соответствие возрасту.
Споры о соотношении сугубо культурологического и конфессионального контента в учебниках продолжаются и после того, как книги вышли из типографии. Из текста пособия по ОПК редакторы – по согласованию с автором Андреем Кураевым – изъяли главу, повествующую о сотворении Вселенной. После чего Кураев в своем блоге и в СМИ выразил возмущение вмешательством издательства.
Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ отнесся к правке спокойнее. «Я считаю, что ничего страшного не было и в первой редакции. Но сейчас из-за этого раздувать конфликт я не вижу смысла», -- прокомментировал ситуацию глава отдела епископ Зарайский Меркурий.
«Неконфессиональные» учебники еще меньше удовлетворяют высоким стандартам качества, предъявляемым к пособиям для школьников. «Книга по мировым религиям – это попытка рассказать обо всем по всем разделам. Может быть, следовало избрать какой-то другой принцип написания. Очень сложно написать такой учебник для маленьких детей. Это же касается и светской этики. По светской этике вообще никогда не было учебников», -- делится проблемами Шахнович.
О возрасте – отдельный разговор. Некоторые авторы отказывались от работы именно потому, что не видели возможности «подогнать» материал под развитие 10-11-летних детей. «Идеальный возраст найти трудно. 4-й – начало 5-го класса выбрали потому, что раньше – очень сложно с пониманием, позже – начинается подростковый, во многом конфликтный возраст», -- объясняет выбор замминистра образования и науки Исаак Калина.
Очевидно, что споры продолжатся, скорее всего, даже обострятся, когда эксперимент выйдет из подготовительной стадии в практическую, то есть когда теоретические идеи начнут реализовываться на вполне конкретных детях. За ходом эксперимента будет наблюдать межведомственный совет, возглавляемый министром Андреем Фурсенко. На местах контроль возьмут на себя специально созданные при губернаторах координационные органы. Помогать поручено и полпредам президента. Такое внимание обязано обеспечить эксперименту успех.