Второй за полгода крупный теракт в центральной России -- признак дееспособности террористических организаций. Деятельность террористов развернута практически во всех кавказских субъектах, теракты вновь совершаются и в столице. Однако эксперты, опрошенные Infox.ru, считают, что кавказская политика Кремля после московских взрывов вряд ли изменится.
Поспешная отмена КТО
«Отмена режима контртеррористической операции в Чеченской республике – это ошибка», – уверен главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По мнению эксперта, какими бы политическими мотивами ни руководствовался федеральный центр, не стоило жертвовать мерами безопасности. Относительное спокойствие в Чечне имеет мнимый характер, считает собеседник Infox.ru. По его словам, в ближайшие 15-20 лет обстановка в кавказском регионе существенно не изменится, и, осознавая это, власти должны формировать стратегию на Кавказе.
В то же время независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр считает, что «режим КТО не влияет на ситуацию, так как «Имарат Кавказ» уже давно распространил свою деятельность за пределы Чечни». Действительно, вилайяты и джамааты организации есть и в Дагестане, и в Ингушетии, и в Кабардино-Балкарии, и в Карачаево-Черкесии, и даже в Северной Осетии. Порой обстановка в Дагестане и Ингушетии более напряженная, чем в самой Чечне. Теракты же в московском метрополитене, как и недавний подрыв «Невского экспресса», свидетельствуют о том, что террористы способны совершать операции за пределами кавказских республик. «В столице давно не было таких крупных терактов, -- отмечает Фельгенгауэр, -- поэтому за последние годы серьезные меры безопасности почти сошли на нет».
Причины
«Стопроцентного предотвращения терактов нет ни у одной спецслужбы в мире», -- говорит Игорь Коротченко. Тем не менее в этот раз террористы действительно переиграли российских силовиков. По мнению собеседника Infox.ru, для стабилизации ситуации на Кавказе федеральный центр должен сохранить силовую компоненту в виде внутренних войск, чтобы в случае обострения ситуации не пришлось срочно перебрасывать части из других регионов России. Важная составляющая борьбы с терроризмом – дееспособная агентура, добавляет эксперт.
«Большой ошибкой стало расформирование чеченских спецбатальонов ГРУ «Запад» и «Восток»», – уверен Коротченко. Эксперт полагает, что отстранение Ямадаевых и ослабление влияния ГРУ в Чечне негативно сказалось на борьбе с террористическим подпольем, несмотря на активную борьбу с боевиками команды Рамзана Кадырова.
Силовые структуры Чеченской республики готовы содействовать в раскрытии совершенных терактов, если понадобится помощь, сообщил в среду журналистам президент Рамзан Кадыров. «У нас есть опыт в борьбе с террористами», – напомнил глава региона. Он обратил внимание, что «террористы ни северокавказские, ни московские». «У них нет ни национальности, ни регионов, ни религии. От террористов пострадали все регионы Северо-Кавказского федерального округа, -- добавил Кадыров. – Мы одними из первых встали на защиту целостности России. Мы граждане этой страны и вместе со спецслужбами и правоохранительными структурами боремся с этой заразой».
Действия властей
Совершенные теракты существенно не повлияют на российскую политику на Кавказе, полагает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. «Пока мы только слышим привычную риторику об уничтожении террористов в сжатые сроки и о необходимости улучшения социальной обстановки в кавказских республиках», – поясняет эксперт. По его словам, проблема в борьбе с терроризмом – это отсутствие идентификации врага, власть не ведет диалога с обществом, поэтому народ не знает, кто против него воюет. А ведь главная мишень террористов не государство, а общество.
Не согласен собеседник Infox.ru и с существующими методами борьбы с терроризмом. «Необходимо воздействовать на среду, в которой одобряется экстремизм, -- поясняет Маркедонов. – Зачем уничтожать террористов, не нужно им создавать новых героев и мучеников». По его мнению, террористов необходимо обязательно судить. Маркедонов приводит в пример судебный процесс над фашистским преступником Адольфом Эйхманом, в ходе которого выяснилось, что «нацистские герои» готовы и оправдываться, и лебезить». «Точно так же надо поступать и с террористами: судить и обязательно упоминать в новостях о сотрудничестве обвиняемых со следствием, -- рассказывает эксперт, -- только так удастся деморализовать противника».