Москва
22 ноября ‘24
Пятница

НАТО одобрила мирный возврат Цхинвала и Сухума Грузии

Североатлантический альянс полностью поддержал мирную госстратегию Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии. В пятницу на заседании комиссии НАТО--Грузия документ представил министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. Ранее стратегия была одобрена Евросоюзом.

«Государственная стратегия в отношении оккупированных территорий: вовлечение путем сотрудничества» ставит своей целью постепенное мирное возвращение Абхазии и Южной Осетии под конституционный контроль Тбилиси и вывод из республик российского военного контингента. При этом в документе отмечается, что данная инициатива должна стать международной. Ранее госстратегия была одобрена Советом Европейского союза.

Евроинтеграция

Стратегия необходима Грузии не только для решения внутренних проблем и восстановления территориальной целостности, но и для достижения внешнеполитических целей. По регламенту блока НАТО, страна, имеющая неурегулированные территориальные конфликты, не может присоединиться к альянсу. Поэтому Тбилиси должен как минимум иметь программу по мирному разрешению абхазского и осетинского вопроса.

«Для НАТО закавказская республика представляет интерес в сфере продвижения блока на Кавказ и Среднюю Азию, поэтому вступление Грузии в нынешних границах в альянс -- это реальная перспектива ближайших лет», -- уверен редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Эксперт приводит пример, когда в военный блок вступили Латвия и Эстония, имевшие территориальные претензии к России, и пункт об отсутствии территориальных проблем был проигнорирован.

Стратегия

Представленная программа ориентирована прежде всего на «народную дипломатию»: делается ставка на общественные организации, смешанные семьи и граждан, имеющих родственников по обе стороны границ. Госстратегия предполагает возобновление транспортного сообщения, налаживание водной инфраструктуры, телекоммуникаций и улучшения экономического взаимодействия между «общинами, разобщенными разделительными линиями» (подразумеваются границы Абхазии и Южной Осетии, охраняемые «оккупантами» из числа сотрудников Погранслужбы ФСБ России). Планируется позволить жителям Абхазии и Южной Осетии получать образование и медицинское обслуживание в Грузии.

Политический статус Южной Осетии и Абхазии стратегия не определяет, оставляя решение этой проблемы мирным переговорам после возвращения в указанные регионы беженцев и вывода российских войск. По действующим законам Грузии Абхазия определяется как автономная республика, а Южной Осетии просто нет, на административной карте государства ее территория разделена между тремя краями Грузии.

Для реализации этих идей предполагается взаимодействие с «контролирующими властями» в Абхазии и Южной Осетии на уровне специально созданного института власти. Также «правительство Грузии продолжит работу с оккупационными силами в формате Женевских дискуссий для успешного осуществления стратегии и плана действий», говорится в документе. Конкретный план действий реализации стратегии должен быть разработан летом этого года.

Многие идеи, озвученные в стратегии, имеют под собой реальный опыт, который действительно использовали жители Абхазии и Южной Осетии. Так, зачастую в случае серьезных заболеваний родственники больного отвозили его не в Россию, а в тбилисские медицинские учреждения. Еще чаще в Грузию ездили местные предприниматели, имевшие порой сразу три паспорта: югоосетинский, российский и грузинский. До сих пор некоторые активные цхинвальские предприниматели ездят «отовариваться» в Тбилиси. Для такой поездки необходимо несколько часов ехать по труднопроходимой дороге в Лениногорский район (до войны 2008 года большая часть района контролировалась грузинскими властями), затем «огородами» переходить границу и оставшиеся 20 км до грузинской столицы преодолевать на такси.

Реакция

Активное продвижение грузинской стратегии вызвало предсказуемую негативную реакцию в России, Абхазии и Южной Осетии. Официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заявил, что предложения интересны с точки зрения их практической реализации.

«Жаль, что подобная концепция появилась так поздно. Будь она выдвинута три-четыре года назад, ей, как говорится, цены бы не было. Правда, тогда грузинскому руководству было не до «вовлечения» и «сотрудничества». Оно было занято поддержанием удушающей блокады республик и планомерной подготовкой к военному нападению на них», -- подчеркнул Нестеренко.

Стратегия написана не для осетин и абхазов, а для Запада, считает независимый эксперт из Южной Осетии Инал Плиев. По его мнению, это рекламная кампания, прикрывающая реальные агрессивные намерения Грузии по завоеванию независимых республик. «После 1,5 тыс. жертв августовской войны нам трудно поверить в миролюбивые чувства грузинского руководства», -- резюмирует эксперт.

Полная версия