Оппозиция проверит Госсовет выборами в регионах
За неделю до региональных выборов каждая парламентская партия, естественно, уверена в своей победе. Правда, оппозиция осторожно добавляет, что победа во многом зависит от того, дошел ли до местных властей и избиркомов посыл Дмитрия Медведева, озвученный на Госсовете. По мнению экспертов, позиции «Единой России» действительно могут незначительно ослабеть, но первое место ей гарантировано.
14 марта в России пройдет более 6 тыс. выборов. В восьми регионах изменится состав законодательных собраний. На участие в распределении мандатов претендуют все семь зарегистрированных партий. Активность у всех разная.
Что есть
Мощнее всего заявилась партия власти. «Единая Россия» выставила кандидатов на 95% мест как на уровне региональных заксобраний, так и на уровне местного самоуправления. Претенденты предварительно прошли процедуру праймериз. «Эти два момента -- активное участие в выборах и честный, прозрачный отбор кандидатов являются нашим принципиальным отличием от оппонентов», -- подчеркнул глава ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев в разговоре с корреспондентом Infox.ru.
Действительно, тягаться с партией власти тяжело даже парламентским партиям, не говоря уж о так называемых малых. Но по сравнению с предыдущими кампаниями к нынешнему марту в смысле активности и внимания к муниципалитетам подтянулись все.
«От КПРФ на мартовский цикл выборов были выдвинуты более 6000 кандидатов, из них более 5750 были зарегистрированы. Не назову сейчас точно, сколько это составляет от числа вакантных мест, однако процент на несколько пунктов выше, чем был у нас в октябрьском цикле», -- рассказывает Infox.ru зампред ЦК Компартии Иван Мельников. Он признает, что у «Единой России» «зона покрытия» выше, а вот с ЛДПР и «Справедливой Россией» показатели близкие. «Тут нужно разобраться еще, их («Единой России». -- Infox.ru) или наша ситуация ненормальна. Мы все работаем в естественных условиях, а единороссы взращиваются под химикатами садоводов из региональных администраций власти», -- пояснил причины отрыва от лидера избирательной гонки Мельников.
«В весенней избирательной кампании-2010 участвует 5461 кандидат, представляющий «Справедливую Россию». Кандидаты партии, самовыдвиженцы -- члены партии и сторонники участвуют в 30% избирательных кампаний всех уровней. В восьми субъектах, где состоятся выборы в региональные законодательные собрания, «Справедливая Россия» выдвинула 310 кандидатов-списочников и 88 кандидатов по одномандатным округам. Более того, в этих регионах на 82% закрыты и одномандатные округа. Для сравнения: год назад мы принимали участие лишь в 10% кампаний, прошлой весной -- в 22%. Динамика процесса налицо», -- приводит предвыборную статистику по своей партии руководитель думской фракции эсеров Николай Левичев.
«Практически во всех регионах мы выставили максимально допустимое законом число кандидатов -- нашего потенциала вполне хватает. Но беспрецедентное, еще большее, чем в октябре, использование административного ресурса ставит любую партию в заведомо неравное положение относительно партии власти», -- рассказывает Infox.ru первый заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Максим Рохмистров.
Что ждут
Пройти в региональные заксобрания рассчитывают все парламентские партии. «Единая Россия» уверена, что во всех субъектах получит более половины мандатов и сформирует фракции большинства. «Традиционно наши позиции очень сильны в ЯНАО, Калужской области, Хабаровском крае. Упорная борьба идет в Иркутске за пост мэра, что и понятно -- это столица огромной области. Но тем приятнее будет победа», -- комментирует планы ЕР Воробьев.
Судя по многочисленным высказываниям «медведей», они уверены в убедительной победе. «Эсеры продолжают стабильно терять популярность. Поэтому наши главные оппоненты -- это, пожалуй, КПРФ и ЛДПР. Их поддержка в регионах сегодня -- 10-15%», -- прогнозирует расклад сил Андрей Воробьев.
Оппозиция не доверяет данным официальных социсследований и в один голос прочит партии власти ослабление позиций.
«Несмотря на то что мартовская подборка регионов для нас не очень удобная, везде будем бороться за серебро, а кое-где постараемся за золото», -- раскрывает задачи КПРФ Иван Мельников. «Мне не хочется сейчас ранжировать регионы, это поможет нашим оппонентам, но более всего я спокоен за ход дел в Республике Алтай, Воронежской, Рязанской области. Хочется ожидать какого-то прорыва в Свердловской области, где стартовые шансы были не такие хорошие, но идет интересная мощная кампания, которая стала неожиданной для наших оппонентов», -- добавляет он.
Элдэпээровец Максим Рохмистров основного соперника видит в коммунистах: «Если «Справедливую Россию» не протащат, то она не наберет больше 3% и в парламенты нигде не войдет. Но им, думаю, по многим регионам, где сколько смогут, натянут. «Единая Россия» будет бороться за второе-третье места, если все будет честно».
Его прогноз относительно перспектив собственной партии таков: «Если не будет фальсификаций, то в среднем наш процент будет от 20 до 30 по всем регионам. В Рязани мы претендуем на первое место, Екатеринбург -- уверенное второе. В Туле беспрецедентное количество денег вкладывает ЕР, и деньгами там они, наверное, задавят. Мы с коммунистами поспорим за второе. Наш традиционный электорат -- малые города. Нас недолюбливают упакованные Москва и Санкт-Петербург, но кризис ударил как раз по мегаполисам, так что ситуация меняется и там. А самые проблемные для нас регионы -- это как раз те, где наиболее сильные региональные отделения ЛДПР, потому что там мы испытываем максимальное давление. На мартовских выборах это Тула, Рязань».
Амбиции «Справедливой России» скромнее, чем у коллег по парламенту. «Наилучшие перспективы у нас, пожалуй, в Воронежской области, в Рязанской области и в Республике Алтай, где интенсивная информационная деятельность велась задолго до начала агитационной кампании. Но по нашим данным, электоральная поддержка позволяет «Справедливой России» как минимум преодолеть заградительный барьер во всех восьми субъектах федерации, где пройдут выборы в региональные органы законодательной власти», -- поясняет Infox.ru Николай Левичев.
Победитель предсказуем
«Возможно, результаты окажутся не такими блестящими, как прогнозирует ЕР, но то, что она выигрывает везде и со значительным отрывом, это факт. Оппозиция вряд ли улучшит свои нынешние результаты. Для «Справедливой России» задача -- просто пройти в региональные парламенты. ЛДПР и КПРФ будут бороться за второе место, причем преимущество некоторое, думаю, у КПРФ. У них электорат более стабилен, он стабильно ходит на выборы, а сторонники ЛДПР в случае, скажем, гололеда или, наоборот, солнечной погоды могут и не пойти», -- прогнозирует результаты выборов политолог Алексей Макаркин.
«Главная проблема в том, что люди не видят реальной альтернативы власти. Те партии, которые есть, вызывают разочарование. У людей складывается ощущение, что не из кого выбирать: коммунисты архаичны, ЛДПР слишком эпатажна, со «Справедливой Россией» неясно, всерьез она в оппозиции или нет. Что касается малых партий, то скажем честно: к сожалению, большинство избирателей не принимают их во внимание -- они не видят у них шансов пройти, а значит, и не интересуются ими», -- анализирует сложившийся расклад сил Макаркин.
Что касается малых партий, то они не готовы сложить оружие и прилагают все имеющиеся у них силы, чтобы хоть немного нарастить политические мускулы.
По мнению политолога, из «Правого дела», «Яблока» и «Патриотов России» чуть больше шансов у последних. «Патриоты могут где-то пройти, но только в случае, если они договариваются с кем-то из региональных сильных фигур. Шанс «Патриотов России» -- это крупные люди из регионов, которые не встроились ни в ЕР, ни в СР. Чем в этом смысле хороши «Патриоты России» -- тем, что они предельно внеидеологичны. Если предприниматель пошел в «Правое дело» или «Яблоко», у него складывается образ оппозиционера. А это чревато. А если он поднимает флаг «Патриотов России», то вроде он и не является неблагонадежным», -- объясняет весьма условное преимущество «патриотов» Макаркин.
Малые партии
Если считать выборы всех уровней, то «Патриоты России» выставили более сотни кандидатов. «Мы выдвинули списки по Рязанской области, Ямало-Ненецкому АО, в Калужской области, в ряде регионов на местных выборах. Территории отбирали по принципу силы региональных отделений и по принципу возможности привлечения ресурсов -- мы же не пользуемся господдержкой. Оценивали свои возможности собрать подписи -- это процедура не для слабонервных. Если бы не сбор подписей, может, и во всех регионах выдвинулись бы. Если хоть в одном из трех регионов мы пройдем в Думу, это уже было бы неплохо», -- рассказывает заместитель председателя партии «Патриоты России» Надежда Корнеева. Сейчас «Патриоты России» представлены в десяти регионах: в трех -- депутатами-одномандатниками и в семи -- депутатскими фракциями.
«Правое дело» выступает на мартовские выборы примерно теми же силами, что и «патриоты», -- около сотни кандидатов. Партийные списки кандидатов в заксобрания удалось зарегистрировать в Воронежской и Рязанской областях. «В Свердловской области нам сказали, что у нас неправильные подписи, в некоторых других местах на подходе стало понятно, что зарегистрироваться нереально, если прямым текстом говорят: ребята, вы не суетитесь, ваши подписи признаны не будут, какой смысл тратить деньги и усилия?» -- поясняет ситуацию сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман.
Трезво оценивая силы, «Правое дело» заявлялось не на все выборы. «Критериев, по которым отбирались регионы, много: сильная региональная организация, общая ситуация в регионе, что за избирательная комиссия. Должен вам сказать, что это очень важно. Скажем, в сравнении с Горбуновым, председателем Московской ИК, даже Чуров -- светоч демократии. Учитывали личность губернатора. К примеру, глава Рязанской области Олег Ковалев, конечно, член ЕР и возглавляет ее список, но он просто глубоко порядочный человек. Поэтому тут мы не ждали никаких нечестных приемов», -- рассказывает Гозман.
«У нас довольно много муниципальных депутатов, и сейчас мы выдвигаем своих кандидатов, но главное для нас, конечно, заксобрания и попытка прорваться там», -- делится планами Гозман.
Учитывая, что глубокий внутрипартийный кризис сократил и без того не слишком многочисленный электорат «Правого дела», это будет непросто. Тем не менее положение «правых» все же лучше, чем у «яблочников». Уже потому, что домартовское представительство у «Правого дела» серьезнее, чем у «Яблока». «Сейчас депутаты от «Правого дела» есть в Рязани, Калининграде, Ставрополе, Красноярске, Астрахани и еще ряде областных заксобраний. Причем везде наши депутаты занимают значимые позиции -- не рядовые депутаты, а председатели комитетов и так далее, у нас солидные же люди», -- с гордостью заявляет Гозман.
«Яблоко» же после нынешних выборов потеряет и того единственного депутата, который пока еще работает в калужском парламенте. Партия собиралась участвовать в выборах регионального уровня в Калужской и Свердловской областях, но после того, как избиркомы забраковали подписи и отказались регистрировать списки, «Яблоку» осталось сосредоточить усилия на муниципалитетах.
Таким образом, за неделю до выборов самыми обиженными оказались «яблочники». Но претензии к тому, как идет кампания, есть у всей оппозиции, и тем больше, чем крупнее и сильнее эта самая оппозиция. Парламентские партии ежедневно делают публичные заявления о фактах давления, подкупа, запугивания, фальсификации со стороны партии власти. Но пока оппозиция терпит. И ждет самого важного дня -- 14 марта, чтобы сделать для себя вывод, усвоила ли партия власти уроки октябрьских выборов. Лидеры всех партий единодушно говорят: все покажет подсчет голосов. Чтобы не допустить фальсификаций, в штабах организованы курсы. Будущие наблюдатели разбираются в нюансах избирательного права и учатся обращаться с видеотехникой, чтобы потом было что предъявить СМИ и судам.