Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Правительство выводит бюджетников на рынок услуг

Госдума, несмотря на протесты парламентской оппозиции, одобрила перевод госучреждений на кардинально новую систему финансирования. С 2011 года детсады, школы, вузы, библиотеки и прочие бюджетные организации выйдут на рынок сферы услуг со всеми вытекающими из этого последствиями. Бюджетникам предстоит борьба за госзаказ и поиски дополнительных источников финансирования.

В пятницу Госдума проголосовала в первом чтении за «внесение изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». За скромным названием правительственного законопроекта оппозиция увидела кардинальную реформу всей системы бюджетных учреждений. Суть совершенствования в том, что существующие бюджетные учреждения будут поделены на два типа. Одни наделяются большей самостоятельностью, но при этом, по сути, лишаются постоянного бюджетного финансирования. Другие финансируются по смете, но все самостоятельные заработки отдают в бюджет.

Разработчики необходимость такой реорганизации объясняют следующими мотивами. С точки зрения правительства, сегодня государство содержит бюджетные учреждения вне зависимости от объема и качества предоставляемых ими услуг. Сметное финансирование не дает стимулов для того, чтобы стремиться работать эффективно.

По данным авторов законопроекта, «большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от деятельности». Такие бюджетные учреждения -- а это касается главным образом сферы образования, здравоохранения, науки и культуры -- предполагается с 1 января 2011 года перевести со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания. При этом доходами от своей деятельности и имуществом (за исключением так называемого «особо ценного») они смогут распоряжаться самостоятельно.

В похожем положении сейчас находятся так называемые автономные организации. Но их немного. За более чем два года, прошедших со времени вступления в силу закона «Об автономных учреждениях», получить этот статус изъявили желание только четыре федеральных организации. По мнению авторов законопроекта, причина -- в сложностях процедуры. По мнению коммунистов -- в том, «что руководители бюджетных организаций оказались умнее, чем о них думали».

Второй тип бюджетных учреждений получит название казенных и останется на смете. Как пояснила представитель правительства Татьяна Нестеренко, это будут организации, связанные с вопросами безопасности, и психиатрические больницы, то есть те, для которых трудно сформулировать госзадание.

Видимо, ожидая резонанса, авторы законопроекта с самого начала постарались не привлекать к нему нежелательного внимания. В нижнюю палату парламента документ был внесен за день до Нового года, 30 декабря, а в повестку пятничного пленарного заседания попал буквально накануне: соответствующее решение совет Думы принял в четверг, и на подготовку к битве у оппозиции была одна ночь.

Тем не менее КПРФ успела запастись аргументами и за полчаса до рассмотрения вопроса собрала экстренный брифинг. «У «Единой России» нулевая чувствительность к обострению ситуации. Принятие этой без преувеличения политической реформы грозит социальной нестабильностью и, вполне вероятно, студенческими волнениями», -- предрекли коммунисты. Они считают, что от реорганизации системы бюджетных учреждений пострадают миллионы граждан.

Бюджетные учреждения -- это более 25 тыс. организаций федерального уровня и свыше 300 тыс. регионального и местного. В их числе -- школы, вузы, детские сады, поликлиники. Подавляющая их часть получит статус тех самых «бюджетных с расширенным объемом прав». Коммунисты уверены, что, лишившись сметного финансирования, они вынуждены будут подвергнуться «полной коммерциализации». «Основные деньги придется зарабатывать самостоятельно. Угадайте с трех раз, за чей счет», -- предложил сначала журналистам, а потом и коллегам депутат от КПРФ Олег Смолин.

Тему развили справороссы, усомнившись в том, что бюджетные, а по факту уже коммерческие организации гарантированно получат госзадание. «Варьированием госзадания при желании можно любого довести до банкротства», -- предупредила депутатов Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия»). Не лучше перспектива и у другой группы -- казенных учреждений. Оставшись исключительно на сметном финансировании, они «обречены на нищенское существование», считают в КПРФ.

Настоящий смысл предстоящих изменений коммунисты проиллюстрировали на примере высшего образования. «Оперативным путем» фракция получила в распоряжение служебную записку от Рособразования министру образования и науки Андрею Фурсенко. В документе изложена «Программа развития сети подведомственных высших учебных заведений». Согласно бумаге, количество вузов в 2010-2011 годах планируется сократить примерно на сотню: с 344 до 230-350. Сильнее других это коснется педагогических вузов: они в виде факультетов и филиалов будут включены в структуру классических университетов.

Проанализировав таблицу «укрупнения», коммунисты пришли к выводу, что она составлялась «под каких-то конкретных лиц». Во фракции не видят иных объяснений таких фактов, как, например, присоединение к Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту очного и вполне успешного Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Или назначение региональным центром педагогического образования Новосибирского архитектурно-строительного университета.

«Следующая стадия -- объединение хирургов и электросварщиков. Будем готовить слесарей-сантехников, как говорил Жванецкий», -- возмущается Олег Смолин. «Мы тут только образование затронули, потому что у нас этот документ оказался. Можно предположить, что нечто подобное будет и с медициной, с музеями, с библиотеками», -- дополнил однопартийца вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

Фракция КПРФ категорически отказалась голосовать за законопроект. Срочным внесением в повестку дня не удалось сбить с толку и другую оппозицию. Справороссы тоже документ не поддержали, а ЛДПР применила свой испытанный прием: не голосовала вовсе. Но 315 голосов «Единой России» вполне хватило, чтобы законопроект успешно преодолел первое чтение.

Полная версия