Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Русский язык на Украине - не уступка России»

В планах Партии регионов Виктора Януковича -- восстановление отношений с Россией, создание коалиции в раде, закон о языках; а в отдаленной перспективе -- соглашение о двойном гражданстве с РФ. Об этом, а также о судьбе политических оппонентов -- Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко в интервью Infox.ru рассказал зампредседателя партии Борис Колесников.

-- Борис Викторович, после избрания второго российского президента западная пресса билась над вопросом: «Who is Mr. Putin?» Теперь многим, наверное, интересно, who is Mr. Yanukovich?

-- Виктор Федорович из промышленной элиты Донбасса, он был и руководителем крупного предприятия, и губернатором, и премьер-министром. Поэтому это настоящий мужик, добродушный и, главное, он никогда в жизни не предаст и никогда не даст невыполнимого обещания. Вкратце так.

-- То есть вы хотите сказать, что его коллегам, в частности российскому президенту, будет с ним легче, чем было с президентом Ющенко?

-- Я не сомневаюсь в том, что с ним будет легко и в России, и на Западе.

-- А у уходящего президента Виктора Ющенко, на ваш взгляд, есть политическое будущее?

-- Мне кажется, Ющенко очень талантливый человек. Он набрал больше 20% голосов в 2002 году (на выборах в Верховную раду. – Infox.ru). Несмотря на определенные сложности, все-таки смог выиграть выборы конца 2004 года. Поэтому на национал-патриотов он сможет оказать определенное влияние. В этом смысле, я думаю, он имеет определенное будущее. Но националистическое поле очень маленькое. А вспомните, какие у них были возможности. Обидно, конечно. Националистические, а не национальные ценности сыграли с ним, по моему мнению, злую шутку.

-- А у Тимошенко?

-- Юлия Владимировна – это артист мирового уровня. В Голливуде, наверно, есть и получше, но тем не менее. Смотрите, она 2,5 года у власти. Страна в глубочайшем кризисе. Успехов ноль, уровень жизни упал ниже плинтуса, а рейтинга она потеряла всего ничего, на этих выборах набрала 45%.

Коалиция без «оранжевого» опыта

-- Вы так лестно отзываетесь о ваших оппонентах. Может быть, вы готовы создать с ними новую коалицию в Верховной раде?

-- С БЮТом (Блок Юлии Тимошенко. – Infox.ru) коалиции у нас точно не будет. Со всеми остальными надо вести переговоры, это не так просто. Понимаете, Украина находится в трудном положении, надо найти ключи для выхода из кризиса. Если мы не найдем ключей, будет очень плохо. Поэтому надо вести переговоры, откладывать некоторые вещи и принять важный пакет законов, который позволит быстро выйти из кризиса.

-- Говорили, что уже в четверг будет создана коалиция. Это правда?

-- Мне тяжело сказать, потому что ЦИК затянул подсчет голосов. Получается задержка на три-четыре дня, а вот потом будет объявлено или о новой коалиции или о ее отсутствии – тоже новость.

-- Вы не хотите пока раскрывать тайны или коалиции действительно нет?

-- Не то что ее нет, нет даже переговоров.

-- А как новая возможная коалиция будет выбирать премьера? Ведь был же опыт 2005 года, когда в общем разные Ющенко и Тимошенко объединились ради победы, поделили должности, а на практике никакого союза президента и премьера не было. Они только ссорились.

-- Этот опыт будет учтен. Мне кажется, что премьер должен быть из одной команды с президентом. Тем более что у нас самая большая фракция в парламенте. Но тут основная ответственность будет ложиться на парламент в целом. Потому что если мы не примем систему ценностей и законов, которая быстро позволяет выходить из этой экономической ситуации, то правительство ничего не сможет сделать. Оно будет заложником обстоятельств и заложником отсутствия четко работающей коалиции.

-- А какова вероятность того, что премьер будет из одной команды с президентом и вам ради создания коалиции не придется отдавать этот пост представителю другой партии?

-- Мне кажется, такие шансы есть.

Партнеры язык не потянут

-- Хорошо, давайте тогда перейдем к отношениям с Россией. Виктор Ющенко в 2005 году демонстративно совершил свой первый визит в качестве президента в Москву. Януковичу надо повторить его шаг?

-- Я думаю, в Москве ему и так доверяют. Конечно, это знаковые вещи, но в конечном счете это не так важно. Когда Янукович был премьер-министром, первый город, в который он прилетел, была Варшава. Но это не значит, что отношения с Россией были в чем-то хуже в то время, когда он был премьер-министром.

Отношения с Россией для нас – вопрос номер один. Мы должны убрать все барьеры и преграды, для того чтобы наши народы почувствовали себя друзьями. А сейчас соцопросы показывают, что и в Украине растет недоверие к России, и в России растет недовольство действиями украинских властей. Поэтому восстановить отношения в полном объеме надо в ближайшее время.

-- Да, но скептики могут вам напомнить, что при президенте Леониде Кучме, из команды которого вышел Янукович, проблем между двумя странами тоже было предостаточно. Получается, что проблемы носят как бы стратегический характер?

-- Да нет, просто никто не хочет поступаться национальными интересами. Но мы заинтересованы в широчайшем сотрудничестве с Россией в разных сферах, включая авиацию и космонавтику. Есть совместные крупные инфраструктурные проекты. Например, при стабильной политической ситуации в стране транзит газа может быть увеличен до 200 миллиардов кубов в год. Это и Украине дополнительные валютные поступления, и России возможность свободно и надежно продавать газ в Европу.

-- А сможете ли вы решить проблему русского языка? Я так понимаю, что вопрос о придании русскому статуса второго государственного уже не стоит?

-- Он стоит, но его невозможно решить. Нужно 300 человек (решение о государственном языке может быть принято только решением конституционного большинства – 300 депутатов Верховной рады из 450, а у Партии регионов их только 172. – Infox.ru). Сейчас мы избрали президента от нашей партии. Это большой шаг к тому, чтобы языка было два. И при всем уважении к России, это не какая-то уступка России. Это для наших русскоязычных граждан.

Но 300 голосов у нас нет, поэтому мы сейчас нашли компромиссный вариант -- принять закон о языках. Он решает проблему на бытовом уровне: позволяет на русском языке учить в школах по заявлению родителей. Мы передаем права местным областным советам, которые должны будут принять соответствующие решения о преподавании. Возможно, в Донецке, Луганске, Харькове, Днепропетровске, Крыму, некоторых областях Центральной Украины такое решение будет принято. Заодно и вузы будут переданы областным советам, а то получается, что дети будут учиться на русском, а поступить смогут только в российские вузы. А нам молодежь не хотелось бы терять. То есть преподавание будет вестись на двух языках и судебная система работать на двух языках. Вот шаг, чтобы на бытовом уровне люди не чувствовали неудобство, связанное с таким патриотизмом в кавычках.

-- А если вы создадите коалицию, как вам кажется, ваши будущие партнеры не захотят голосовать за русский как второй государственный?

-- Я думаю, что пока нет. Но и коалиции для этого не хватит (для создания коалиции достаточно простого большинства – 226 депутатов. – Infox.ru). Нам бы, дай бог, протащить закон о языке. Это был бы очень большой шаг вперед. Мы будем убеждать коллег, ведь речь все-таки идет лишь о передаче права на решения вопроса местным советам. Так что закон о языках – вопрос ближайшего будущего, а решение по второму государственному – вопрос конституционного большинства.

-- А к вопросу о двойном гражданстве вы намерены вернуться?

-- Это уже не вопрос конституционного большинства, а вопрос понимания наших партнеров. Будет стабильное большинство, мы постараемся решить вопрос. Но он не принципиальный. Вообще наша цель – это чтобы за украинским паспортом, как за американским, стояли очереди через полмира.

Полная версия