Призывная кампания-2010: капелланы по частям
РПЦ готова к введению военного духовенства в Вооруженные силы РФ. В Минобороны же готовы типовые договоры, штатные ставки и воинские части, куда отправят капелланов в первую очередь. О сложностях появления в России военных священников говорили сегодня в Москве военачальники, священники и депутаты.
Институт капелланов в Вооруженных силах РФ, по сути, создан и начинает работать на профессиональной основе. Об этом в четверг говорили сразу на двух собраниях – в Госдуме, где обсуждали законодательство, касающееся деятельности религиозных организаций, и в Академии Генштаба, в рамках Рождественских чтений.
«Русская православная церковь готова к введению военного духовенства, мячик на стороне Минобороны», – уверенно заявил на Рождественских чтениях глава отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Дмитрий Смирнов. По его словам, опыт у Церкви есть: через воинское служение в российской армии прошли около 20 тыс. священников. «В нашем полушарии только у армий Китая, КНДР и России нет штатных капелланов, – рассказал отец Дмитрий. – Военное духовенство есть и в грузинской, и в украинской армии (в ВС Украины капелланы отправляются в подразделения, которые несут службу за границей. -- Infox.ru)».
Приняв во внимание многочисленные, как сообщил практически в то же время, но уже в Госдуме статс-секретарь Минобороны Николай Панков, обращения граждан, военное ведомство разработало, а президент поддержал предложения по поэтапному введению института капелланов в российской армии. Первый этап, по словам Панкова, почти завершен: в течение прошлого года священнослужители стали появляться на российских военных базах за рубежом и в Северокавказском военном округе (СКВО). Уже разработано положение о военных священниках, типовой договор, добавил представитель Минобороны, подобраны кандидатуры для зарубежных частей и СКВО, и «сегодня-завтра состоятся назначения».
В течение 2010 года этот опыт должен быть распространен по всей России.
Служба капеллана
Официальное название должности капеллана – помощник командира по работе с верующими военнослужащими. Он является гражданским лицом. «Ставить вопрос о том, чтобы священники были военнослужащими, мы считаем преждевременным», -- пояснил Панков.
На вопрос о зарплате капелланов представитель военного ведомства ответил: «На уровне заместителя командира дивизии, со всеми коэффициентами». По данным же заведующего канцелярией отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами Сергия Привалова, Минобороны определило оклад военного священника в 7-8 тысяч рублей. И пока нет информации о возможном увеличении этой ставки.
По словам иерея Привалова, «есть части, где силами военных готова инфраструктура, и священника ждут, но есть и такие части, где не просто не готовы, но и не понимают, чего ждать, и боятся прибытия священнослужителя».
Кадровый вопрос
Сейчас в частях СКВО по директиве Минобороны несут службу 13 капелланов. Их отобрали на специальных сборах из 30 священников. По словам представителя синодального отдела по взаимодействию с СКВО отца Дмитрия Василенко, готовится учебник православной культуры для военнослужащих срочной службы, по просьбе контрразведки разрабатываются методы противодействия проникновению в армию тоталитарных сект, особенно неоязычников. В перспективе планируется утвердить единое исполнение воинских ритуалов (присяга, освящение знамени).
Правда, Русской православной церкви предстоит еще и решать кадровую проблему при формировании военного духовенства. Ранее синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами отправлял в епархии просьбу направить священника в воинскую часть. Главе епархии, чтобы удовлетворить просьбу, приходилось снимать священнослужителя с прихода. В РПЦ предлагают несколько путей пополнения воинского духовенства. Во-первых, капелланами могут стать те, кто уже активно работает в частях и военных городках. Во-вторых, в воинское духовенство могут идти военнослужащие, принявшие сан. Как сообщил протоиерей Дмитрий Смирнов, будущие капелланы будут обучаться на базе Рязанского сержантского училища. Факультет православной культуры существует и в Академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Наконец, Церковь намерена договориться с Минобороны, чтобы молодые православные священники, призываемые в армию (до 200 человек ежегодно), служили в войсках в качестве капелланов. Планируется и возможность прохождения альтернативной гражданской службы в качестве военного священника.
Большая часть священников, которые уже служат в частях, – семейные. По мнению Церкви, наличие священнослужителя и его семьи в гарнизоне улучшит атмосферу в военном городке. Но есть и монашествующие капелланы. «Это наш православный спецназ, – заявил протоиерей Дмитрий Смирнов, – они будут направляться туда, где наиболее трудные условия».
Формирование военного духовенства предполагает и ротацию священников. Иерей Сергий Привалов предложил два способа ротации. Естественная ротация означает смену священника по причине старости или, например, изменения семейного положения. Второй способ может реализоваться, если Минобороны одобрит прохождение военной службы в качестве капелланов при призыве священников и при альтернативной службе. По мнению Привалова, в воинское духовенство лучше направлять священников, уже работающих с военными, и самих бывших военных, принявших сан.
А что другие
«Не все основные конфессии чувствуют себя тут в своей тарелке, -- высказался на «круглом столе» в Госдуме епископ-протестант Сергей Ряховский. – Протестантизм полностью вычеркнут. Любые наши попытки ведения переговоров не дали результатов. Этот процесс имеет сознательное политическое начало или дело в ошибках, просчетах?»
Ему разъяснили, что по экономическим соображениям на должность военного священника представителя той или иной конфессии решено брать в том случае, если ее придерживается не менее 10% личного состава подразделения. Кроме численных показателей учитывается и территориальный признак. Николай Панков привел в пример Северокавказский округ – там соотношение следующее: два православных священника, один мулла.
Сопредседатель славянского правового центра Анатолий Пчелинцев предположил, что в нынешнем варианте система способна принести больше вреда, чем пользы, и даже вызвать «религиозную дедовщину». Панков ответил оппонентам, что «если у нас хватит мудрости правильно организовать работу, то мы не осложним ситуацию в воинских частях, а наоборот, успокоим». А если какую-то конфессию не учли, то, как сказал Панков, «давайте поработаем».
Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер предложили заодно поработать над тем, чтобы предусмотреть в качестве места прохождения альтернативной службы благотворительные организации, больницы, приюты, которые есть у каждой конфессии.