Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Патриарх одобрил учебник для школы

Учебник по основам православной культуры для средней школы одобрен редакционным советом во главе с патриархом Кириллом. А вот книгу для учителей, предложенную Российской академией образования, отдел образования и катехизации РПЦ «забраковал». Это был скорее «религиозно-атеистический справочник», пояснил руководитель отдела, епископ Зарайский Меркурий.

Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов к учебному курсу основ православной культуры для средней школы, собравшись 28 декабря в храме Христа Спасителя под председательством патриарха Кирилла, одобрил книгу, представленную авторским коллективом под руководством профессора Московской духовной академии и семинарии протодиакона Андрея Кураева. Несмотря на ряд замечаний, работа группы отца Андрея понравилась как представителям РПЦ, так и педагогическому сообществу. Патриарх подчеркнул, что авторам удалось учесть наказы, которые он давал.

«Первый заключался в том, чтобы на основе религиозной традиции была ясно вычленена и представлена система основополагающих нравственных ценностей, проистекающих из христианства, но изложенных применительно к современной жизни. Второе задание, которое было мною дано, -- это исключение всякой полемики с носителями других традиционных взглядов. Для того чтобы научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу, мы должны исключить всякую полемику в наших учебных курсах», -- пояснил предстоятель.

Днем позже на пресс-конференции, состоявшейся после презентации нового официального сайта отдела религиозного образования и катехизации РПЦ www.otdelro.ru, свою оценку учебнику Кураева дал председатель отдела, епископ Зарайский Меркурий. На его взгляд, это «удачное учебное пособие, которое не оставит равнодушными детей и будет интересно их родителям». Владыка Меркурий отметил, что проект Кураева наряду с альтернативным, написанным коллективом под руководством доктора педагогических наук Людмилы Шевченко, регулярно обсуждался в отделе. В результате представленный на редакционный совет вариант прошел «тщательную многократную методическую, богословскую, психологическую, педагогическую и практическую экспертизу».

Но и эта редакция еще не окончательная. Редакционный совет поручил рабочей группе во главе с протодиаконом Андрея Кураева учесть и внести в текст учебного пособия замечания и предложения членов редакционного совета.

Следующий этап обсуждения назначен на 12 января. Тогда состоится совещание координационного совета, где свои наработки представят все конфессии, участвующие в эксперименте. Как сообщил владыка Меркурий, предварительные тексты учебных пособий членам этого совета уже разосланы.

По распоряжению главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, к началу преподавания в школах нового предмета помимо учебника должны быть готовы методички для учителей и методическое письмо департамента образования, разъясняющее суть предмета и правила его преподавания. Книгу для учителей, предложенную Российской академией образования, отдел образования и катехизации «забраковал». По мнению руководителя синодального отдела, это был скорее «религиозно-атеистический справочник».

«Мы отказались от идеи в пожарном порядке писать полную книгу для учителя. В перспективе она, конечно, будет. Пока же к каждому пособию готовится методичка. В ней будут ссылки на литературу, рекомендации -- как проводить урок, с чего начинать, какие задания давать», -- пояснил владыка Меркурий.

Что касается проблемы обеспечения педагогическими кадрами предмета, который никогда не преподавался в школах, РПЦ готова со своей стороны оказать помощь. На сегодняшний день предполагается следующая схема. Минобрнауки берет на себя подготовку так называемых тьюторов – наставников и кураторов для учителей общеобразовательных школ. Но, по словам владыки Меркурия, в обучении самих тьюторов примут участие в том числе авторы учебных пособий, представители духовных академий и семинарий. Глава синодального отдела сообщил, что «есть договоренность о сотрудничестве на уровне методических кабинетов».

Полная версия