Госдума предлагает полностью убрать рекламу пива с теле-, радиоэфира и улиц города. Производителям алкогольной продукции и вовсе грозят новые отчисления -- на лечение алкологизма в стране. Законодательные инициативы оценили собеседники Infoх.ru.
На этой неделе в Госдуму были внесены сразу два законопроекта, касающиеся алкоголя. Оба внес один и тот же коллектив авторов – депутаты Виктор Звагельский, Григорий Ивлев, Любовь Яровая, Дмитрий Вяткин и Роберт Шлегель.
Пива нет
Суть первого – полностью запретить теле-, радио- и наружную рекламу пива и напитков на его основе. Ровно так, как это принято в отношении крепкого алкоголя. Установленные ныне преференции совершенно необоснованны, считают авторы поправок в закон о рекламе. Это мнение полностью поддерживают медики, непосредственно знакомые с проблемой -- наркологи.
«Пивной» алкоголизм, хоть и не научный термин, но появился не случайно: спиваются на чем угодно, и на пиве – едва ли меньше, чем на водке, констатирует главный врач Балашихинского наркодиспансера Евгений Павельев. Впрочем, он сомневается, что законодателям удастся преодолеть сопротивление производителей. «Эта инициатива просто не пройдет, -- уверен медик. – Пивное лобби получает бешеные деньги с этого дела и будет биться за свой кусочек черной икры до смертельного исхода».
Легкой победы не ждут и сами разработчики. Депутат-единоросс Роберт Шлегель сбился со счета, сколько раз с телевидения пытались убрать рекламу алкоголя. «Пятьдесят на пятьдесят», -- так он оценивает шансы очередного законопроекта.
Пивовары – не единственная заинтересованная сторона. Не меньше боятся принятия закона и средства массовой информации. Сегодня ролики с пивом приносят телекомпаниям немалую прибыль. Если их лишить этого куска, туго придется не только небольшим студиям, но и большим федеральным каналам, считает директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк. «Сказать, что для этой инициативы Госдумы выбран неподходящий момент – не сказать ничего. Реклама пива – очень значительная категория рекламы. Ее ограничение в условиях кризиса для телевидения как нож к горлу, -- прокомментировал Костюк идею депутатов. – Если хотим, чтобы коммерческое телевидение умерло, можно принимать такой закон».
В «Газпром-Медиа Холдинге», владеющем каналами НТВ и ТНТ, уже прикидывают, на чем придется экономить. «Запрет нанесет удар по качеству телевидения, работа которого напрямую зависит от доходов от продажи рекламы», -- пояснили в компании.
Водка дороже
Непростым обещает быть и обсуждение другого проекта – поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Идея в следующем: те, кто выпускает вредную для здоровья продукцию, должны участвовать в ликвидации последствий, то есть делать отчисления на лечение алкоголиков – 10 рублей с одного литра чистого спирта. В пересчете на бутылки водки получается примерно 1 рубль 70 копеек с одной поллитровки. Эти деньги, согласно законодательной мысли, пойдут целенаправленно и исключительно на оказание наркологической медицинской помощи. «Думаю, прежде всего средства следует направить государственным клиникам, -- пояснил Роберт Шлегель. – Но следить за распределением этих сумм будут те, кто отчисляет, через саморегулируемую организацию. Ее еще нет. Так что о том, кому, куда и сколько, пока говорить рано».
Законопроект еще, по сути, не начинали обсуждать, а производители уже напуганы. Им и так пообещали повысить акцизы с нового года. Дополнительное бремя может окончательно подкосить легальный алкогольный бизнес. Симптомы кризиса здесь налицо: небольшие компании банкротятся, более сильные сокращают производство. Так описывает ситуацию PR-директор группы компаний «Русский алкоголь» Александр Коровка. Он не скрывает: никто не возьмет на себя лишние расходы. Обяжут отчислять – производитель подчинится. Но на сумму этих отчислений вырастет цена продукции для потребителей. Легальный алкоголь станет дороже, а значит, увеличится спрос на суррогат. «Если тенденция сохранится, то в ближайшее время четыре из пяти бутылок водки будут произведены нелегально», -- приводит Александр Коровка прогноз Союза производителей алкогольной продукции. «Я понимаю, что депутат Звагельский делает определенный реверанс в сторону Министерства здравоохранения. Но в результате в очередной раз легальный бизнес будет вынужден взять на свои плечи обязанности, которые должно нести государство», -- комментирует представитель «Русского алкоголя».
Наркологи же ждут принятия подобного закона с надеждой. Доктор Евгений Павельев приводит в пример зарубежные страны – там подобная практика существует давно. Для главврача наркодиспансера из подмосковной Балашихи тема финансирования больная. Муниципальных денег едва хватает на амбулаторную помощь. Два года Павельев потратил на то, чтобы пробить еще и стационар. Но тратить в день только на одного пациента в среднем по 2,5 тысячи рублей, при том что хорошее лечение должно продолжаться минимум 3 месяца – непозволительная роскошь для маленького городка. Поэтому для платежеспособных пациентов доктор Павельев открыл хозрасчетный стационар, а неплатежеспособных вынужден отправлять в соседний Железногорск. «Если говорить прямо, это ужасные условия. Нет денег ни на нормальный ремонт, ни на необходимое медицинское обеспечение», -- так Павельев оценивает положение коллег.
Отдавать больницам менее двух рублей с бутылки – слишком мало, считает врач. Но рад был бы и этому: «Мы бедны, как церковные крысы. Поэтому делаем ставки на любые финансовые ручейки, которые потекут. Если потекут. И если дойдут до нас».