Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Основы православной культуры» через современные реалии

Infox.ru ознакомился с полной версией нового учебника по «Основам православной культуры» Андрея Кураева. До Нового года учебник будет дорабатываться, но его материалы уже почти готовы для рассмотрения в Минобрнауки. В апреле 2010 года по нему могут начнать заниматься первые школьники, попавшие в эксперимент по изучению «Духовно-нравственной культуры».

Русская православная церковь завершает работу над учебными материалами по курсу «Основы православной культуры» в рамках федерального эксперимента по изучению в школах религиозной культуры и этики. На днях проект учебника для школьников, подготовленный профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым, был представлен чиновникам от образования для рецензирования. Как уточнил на своем портале Кураев, до Нового года учебник еще будет дорабатываться. Пока же Infox.ru ознакомился с полной версией кураевских материалов.

Структура

Курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4-го класса и первого полугодия 5-го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.

Первые 16 уроков приходятся на четвертый класс. Эту часть вполне можно назвать введением в православие. Каждый урок посвящен основным понятиям веры: Библия, Христос и его крест, Пасха, покаяние, храм, икона, заповеди. Несколько уроков посвящены понятиям «милосердие», «совесть», один из уроков отведен под разговор «О сплетниках», еще один рассказывает о языке жестов, который используют глухонемые в церкви. В учебнике раскрываются общечеловеческие принципы морали и поведения, которые, по идее, должны воспитывать в детях родители. Правда, согласно названию курса, они рассматриваются через призму православной веры.

Зачем творить добро?«Из наших прошлых бесед, наверное, стало понятно, что слова «хороший человек» и «верующий человек» -- не одно и то же. Есть очень совестные и добрые атеисты. Атеисты -- это люди, не верящие в Бога и не молящиеся Ему (греческая приставка «а» означает «без», а слово теос по гречески значит Бог)».
Ученику в начале каждого занятия сначала предлагается подумать самостоятельно, например, почему люди иногда говорят «Слава богу!» или «О боже!» (урок № 1 «Бог»). Затем в доступной форме разъясняется предмет урока. Первый урок, в частности, содержит историю о мальчике Ване, спасшем котенка от стаи бродячих собак. Мальчик оказывается единственным верующим в Бога ребенком в классе, и заинтересованные одноклассники пытаются узнать у взрослых: «Что такое Бог?». Первым, кто отвечает на этот вопрос, оказывается преподаватель физики. Видимо, его появлением решается проблема соотношения религии и науки, которая может возникнуть у четвероклассников.

Каждый урок учебника включает «Копилку знаний» – врезки с дополнительной информацией по теме – это и факты из истории, рассказ о происхождении и значении слов (например, «Ликование. Корень «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование – это вершина радости… Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью»), выдержки из Библии, стихотворения (Михаил Лермонтов, Александр Солодовников, неизвестная монахиня Новодевичьего монастыря).

Завершается урок проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, урок № 2 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один – «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на уроке.

Вторая часть курса – пятый класс. Здесь для уже подготовленных 4-м классом учеников излагаются необходимые для православного человека знания: как христианство пришло на Русь, отношение христиан к природе, к семье, войне («Знаете ли вы войны, где вместе против общих недругов сражались христиане, мусульмане, буддисты, татары, калмыки, русские?»), труду. Дается ответ на вопрос: «Зачем творить добро?». И, наконец, разъясняются заповеди, Божий суд («Люди всех религий согласны в том, что тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полет. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом»), существование монастырей и понятие литургии. В конце учебника приводятся темы для исследовательских работ и сочинений, а также текстовые задания по курсу.

Ближе к детям

Учебник написан доступным для ученика младших классов языком и в приближенной к реалиям современных детей форме. Наряду с классической «Снежной королевой» и советским Чебурашкой (его вспоминают из-за неудачной песенки со словами «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист…») в учебнике есть отсылки к «Хроникам Нарнии» и «Властелину колец»; невидимость души сравнивается с невидимостью телевизионной передачи без телевизора; а в уроке № 9 автор проводит параллели с игрой в компьютерную «стрелялку»: «Если ты с совестью не согласишься – превратишься в робота, движениями и мечтами которого стал управлять твой же компьютер».

Тестовые заданияЗакончите предложение: Год крещения Руси -- ... Русь крестил...
Впрочем, иногда стремление автора быть крайне осторожным в формулировках приводит к не самым удачным умозаключениям. «Если у вас дома есть собака, а к вам пришел незнакомый человек – посмотрите, сможет ли он наладить добрые отношения с вашим зверем. По реакции собаки на него вы поймете – добрый человек зашел к вам или же просто умный», -- пишет Кураев в уроке об отношении к природе. А в уроке «Заповеди блаженств», по сути, утверждается возможность лжи во благо: «Вот три подружки… дадим им имена Сьюзанн, Энн и Эмили. Сьюзанн и Эмили поссорились. Через несколько дней Сьюзанн встречается с Энн. Энн рассказывает ей, что вчера виделась с Эмили. – «Да? И что же эта дрянная девчонка тебе про меня сказала?»… В этой ситуации лучше соврать. Лучше придумать несуществующий добрый отзыв Эмили о Сьюзанн, нежели с точностью диктофона воспроизвести реально сказанные дурные слова. Лучше, если Энн скажет: «Эмили так переживает ваш разрыв! Она так хочет с тобой помириться и снова дружить с тобою!».

Несколько странным для христианской морали кажется и утверждение мира с позиции силы: «...Удивительно, но сегодня в Сарове, городе, выросшем вокруг монастыря, где жил святой Серафим, находится завод, работающий с ядерным оружием. Это завод был построен вскоре после окончания Великой Отечественной войны (и через сто лет после кончины святого Серафима). Недруги России, зная, что у нас есть атомные бомбы, боятся нападать на нашу страну, и потому уже более шестидесяти лет мы живем в мире» (урок № 13 «О сплетниках»).

В то же время в новом учебнике корректно прописаны отсылки к другим существующим в России конфессиям и атеизму. Отдельного урока, разъясняющего существование наравне с православием других религий, курс не предусматривает, но учебник, во-первых, предполагает, что школьник не является верующим (или, лучше сказать, «практикующим православным») априори, и, во-вторых, у ученика, изучающего «Основы православной культуры», существуют одноклассники, который могут заниматься по другим курсам «Духовно-нравственной культуры». Школьникам время от времени предлагается «заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики», спросить у одноклассников-мусульман, что такое Коран, расспросить у иудеев об Иерусалиме, а у буддистов – знакома ли им история о царевиче, который стал монахом.

Реализация

В целом учебник производит хорошее впечатление. Видимо, поэтому не вызывает нареканий даже упрощенная история крещения Руси – романтическая история о том, как послы киевского князя, посетив храм святой Софии в Константинополе, были поражены («Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле!»), завершающаяся словами: «И князь Владимир решил принять православие». Политические аспекты этого события школьники узнаю позднее.

Но очевидно, что очень многое будет зависеть от преподавателей, которым предстоит вести этот курс. У Минобрнауки нет четкой позиции, что это должен быть именно историк. Будущим учителям религиозной культуры в любом случае придется пройти специальную подготовку. В том числе изучить курс «Основы религиозных культур и светской этики» -- учебник по этому курсу уже разработан.

Полная версия