Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Женское лобби Госдумы взялось за интернациональных детей

Комитет Госдумы по делам семьи обсудил проблемы детей в интернациональных браках. В процессе выяснилось, что замуж за иностранца выходит каждая пятая россиянка, а ребенку со свидетельством о рождении, выписанным за границей, в России приходится жить без отчества.

В понедельник комитет Госдумы по делам семьи в очередной раз поднял вопрос о положении детей в интернациональных браках. Помимо депутатов участниками круглого стола стали правозащитники, адвокаты, представители федеральной службы судебных приставов, ЗАГСов, МИДа.

Всех присутствующих сразу предупредили: речь нужно вести о системных проблемах, не углубляясь в частные истории. Но такая эмоциональная тема без них не обошлась. Актриса Наталья Захарова, 11 лет сражающаяся за право видеть дочь Машу, не могла не сказать о личном. Другой, уже положительный пример привела председатель комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. В ее случае все сложилось на редкость удачно: сын вместе с женой-испанкой дружно растят внука в традициях двух культур, а поскольку живет семья в Брюсселе, мальчик и Бельгию воспринимает как родину.

Но примеров как у Мизулиной не так много. По статистике, приведенной адвокатом Людмилой Маркиной, каждая пятая российская невеста выходит замуж за иностранца. И примерно половина таких браков распадается. Тогда и встает самый болезненный вопрос: где и с кем останется ребенок, как обеспечить право другого родителя на общение. Отечественная судебная практика такова, что приоритет в подавляющем большинстве случаев остается за матерью. Но законодательства других стран активно защищают отцовские права своих граждан. Россия же в этом смысле серьезно отстает.

Участники «круглого стола» говорили даже не столько об упущениях Семейного кодекса, сколько о пассивности России на международном поле. Из 17 специализированных международных конвенций Российская Федерация ратифицировала только две, самые общие.

Эксперты убеждены: перспектива двусторонних договоров, которые Россия пытается заключать, сомнительна, особенно в отношении стран Евросоюза. Европа привыкла работать на основе многосторонних правовых актов, которые Россия упорно игнорирует.

К примеру, распространенная для России ситуация, когда один из родителей самовольно увозит ребенка, регулируется Конвенцией о правовых аспектах международного похищения детей. К ней присоединились 82 государства. России в их числе нет, а потому в случае подобного конфликта апеллировать в другой стране не к кому.

«Идеальных законов не бывает, но опыт работы участников конвенции позволяет сделать вывод, что во многих случаях этот документ позволяет цивилизовано разрешить конфликт», -- отметила начальник отдела правового регулирования деятельности по опеке и попечительству Минобрнауки Алла Дзугаева. Она пояснила: «В странах-участницах конвенции правительство назначает специальный орган, куда пострадавшая сторона может обратиться. Есть уже готовое типовое заявление. Кроме того, членство в международном договоре позволяет обращаться в международный суд, если заявитель не согласен с решением национального».

Замначальника управления ЗАГС Москвы Оксана Родионова поставила перед собравшимися еще ряд проблем, на первый взгляд технических, но для отдельно взятой семьи подчас тупиковых. Отечественное законодательство не допускает повторной регистрации актов гражданского состояния. Поэтому ребенку, рожденному за рубежом, уже не получить свидетельство российского образца, не получить отчества, а в случае развода родителей сменить фамилию на материнскую или ту, которую носит новый муж матери и усыновитель, до 14 лет практически невозможно.

Есть сложности и при регистрации интернациональных браков в России. ЗАГСы настаивают: при подаче заявления следует, во-первых, требовать от иностранца документ, подтверждающий легальность его пребывания в стране, а во-вторых, справку об отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака. В ЗАГСах жениха и невесту просят представить такие документы, но правовых оснований требовать такие документы у ЗАГСов нет, даже когда сотрудникам очевидно: брак фиктивный и нужен только для того, чтобы легализоваться в России.

В ходе обсуждения звучало много разных предложений, от вполне разумных, как идея о создании международного семейного суда по примеру суда ВТО или давно назревшая необходимость встраивать международные нормы в российское семейное право, до полуфантастических: например, некоторые из участников советовали ввести обязательное изучение семейного законодательства страны супруга-иностранца или супруги.

Но первоочередной задачей определена скорейшая ратификация хотя бы основополагающих международных документов, регламентирующих отношения в межнациональном браке. Зампред Госдумы Надежда Герасимова оптимистично заявила, что полгода депутатам хватит на эту работу. Ее коллега Елена Мизулина оказалась настроена более скептически. Она заявила, что предвидит большие трудности и что, «хотя есть женское лобби, мужчины здесь не так дружелюбны к детям».

Полная версия