Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Госдума разработает Транспортный кодекс

Законодатели вынесли вердикт транспортной системе России: рынок пассажирских и грузовых перевозок стремительно завоевывают зарубежные конкуренты.

В понедельник законодатели, представители Минтранса и крупных транспортных компаний России обсудили на круглом столе в Госдуме проблемы развития транспортной системы страны. Участники сошлись во мнении: потенциал велик, но используется минимально. Если не отстоять позиции, рынок окончательно перейдет к другим государствам.

Что есть

Географическое положение способствует тому, чтобы Россия стала крупнейшим транспортным коридором между Европой и Азией. При сокращении протяженности путей и старении подвижного состава РФ пока еще остается государством с одной из самых мощных железнодорожных систем. Большие перспективы открывает и пропускная способность воздушного пространства страны, а полномасштабное освоение кросс-полярных трасс и сверхдальних перелетов открывает дополнительный потенциал перед авиацией. Несмотря на все более настойчивые попытки интернационализации Северного морского пути, он пока еще сохраняется как российская водная артерия, что тоже несет немало преимуществ. Но все это мизер по сравнению с тем, что могла бы иметь Российская Федерация, выяснили участники круглого стола. СССР только на транзите через свою территорию зарабатывал ежегодно около $15 млрд. Россия сегодня -- только $1 млрд. Из всех потоков, которые осуществляются между Европой и Азией, через Россию идет не более 2%, а если говорить о контейнерных перевозках -- не будет и 1%. При этом эксперты оценивают объем рынка между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой в $600 млрд. Они пройдут мимо, если Россия срочно не начнет реализовывать свой потенциал.

Что нужно

Наращиванию транспортных потоков через Россию препятствует отсутствие закона о транзите, в один голос говорили все участники встречи. Министр транспорта Игорь Левитин привел пример парома, курсирующего между Ленинградской и Калининградской областями. Между двумя российскими регионами груз стоит на таможне по двое-трое суток -- слишком долго. Министра поддержал президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин: железнодорожники стремятся сократить время пути, но, пока транзитный контейнер доедет, скажем, до Германии, его пять раз проверят. «Мы сколько угодно можем ускорять железнодорожные перевозки и все равно упремся рогом на таможне», -- не сдержал эмоций Якунин.

Еще одно поле деятельности для законодателей -- авиация. Президент ОАО «Аэрофлот -- Российские авиалинии» Валерий Окулов попросил депутатов «донести до элит страны ущербность политики квот и ограничений, ведущей к хронической убыточности авиаперелетов». Необходимо выстраивать концепцию «открытого неба», начиная этот процесс со стран СНГ, считает Окулов. Например, на сегодняшний день соглашение с той же Германией куда либеральнее, чем с Украиной или Киргизией. Документы со странами содружества писались в начале 1990-х годов и подлежат пересмотру в сторону упрощения и снижения разного рода барьеров, запретов и квот, уточнил глава «Аэрофлота».

Еще одну проблему поднял представитель компании «Транснефть». Преодолевая сопротивление зарубежных конкурентов, компания работает над четырьмя крупными перспективными проектами. Первая очередь одного из них, позволяющего перегонять нефть в Китай, будет запущена уже в следующем году. Три других -- в стадии проектирования. Они позволят, в частности, обеспечить независимость российских поставщиков от стран-транзитеров на балтийском направлении, прекратить монополию турецких проливов (трубопровод между Болгарией и Грецией), расширить Каспийский трубопроводный консорциум. Реализация этих задач сопряжена не только с проблемами политического характера -- хромает законодательная база: закон о трубопроводном транспорте ждет принятия десять лет. Есть сложности с отведением под строительство лесных земель. Коррективов требует и нормативная база, регламентирующая применение инфраструктурных облигаций, -- в части совмещения интересов инвесторов и получателей.

Что делать

По самым предварительным расчетам, для того чтобы увязать в единый механизм всю транспортную систему России, поделенную между 17 ведомствами, потребуется более 30 поправок к различным федеральным законам. На круглом столе звучали мысли о постепенной разработке Транспортного кодекса как документа, объединяющего все правила, по которым функционирует отрасль. Ожидать его в скором времени не приходится, но как вектор движения эту идею одобрили. В заключение председатель комитета по транспорту Сергей Шишкарев призвал собравшихся не возлагать всю ответственность за разработку нормативной базы только на Минтранс и депутатов, а активно включиться в процесс и генерировать свои предложения.

Полная версия