Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Ходорковский и Лебедев остаются в СИЗО

В пятницу на процессе по делу в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева судья удовлетворил ходатайство стороны обвинения о продлении срока содержания под стражей для подсудимых. Адвокаты в ответ впервые заявили отвод всем прокурорам.

Борьба за изменение меры пресечения кончилась не в пользу Ходорковского и Лебедева -- в пятницу судья Данилкин вынес решение продлить им срок содержания под стражей на три месяца, до 17 ноября.

В своем решении судья сослался на то, что подсудимые обвиняются в тяжких и особо тяжких преступлениях и, выйдя на свободу, могут воспрепятствовать судопроизводству (на самом деле на свободу они выйти не могут, потому что осуждены и отбывают наказание). Кроме того, судья уточнил, что состояние здоровья подсудимых позволяет содержать их в СИЗО. В своем выступлении Данилкин повторил аргументы стороны обвинения, которые были озвучены прокурором Лахтиным при заявлении ходатайства. Сторона защиты, по словам судьи, не представила достойных аргументов для отклонения ходатайства. Адвокаты обещали обжаловать решение судьи.

После слов судьи защитник Владимир Краснов заявил отвод всем прокурорам -- Лахтину, Шохину, Ибрагимовой и Ковалихиной. Это первый случай, когда защита требует отстранения всей четверки гособвинителей, ранее отводы заявлялись только в отношении Валерия Лахтина, Дмитрия Шохина и Гюльчехры Ибрагимовой, и по всем было отказано. Сегодня адвокаты назвали новые причины отвода. По словам Краснова, прокуроры не могут продолжать вести это дело, потому что они заранее заинтересованы в его исходе и совершают противоправные действия, искажают и фальсифицируют доказательства, а также потому, что они полностью некомпетентны в финансовых вопросах.

На нехватку знаний у прокуроров жаловались и подсудимые. По их мнению, для ведения подобного процесса необходимо экономическое образование. «Мне здесь находиться стыдно, у меня тут нет оппонентов», -- заметил Лебедев.

Оппоненты стороны защиты попросили перерыв на два с половиной часа, чтобы подготовить ответ на ходатайство. После перерыва слово взял прокурор Дмитрий Шохин. Он твердым голосом заявил, что отвод прокурорам удовлетворению не подлежит. По мнению прокурора, государственные обвинители «четко и последовательно» выполняют все требования УПК РФ, так что поводов для удовлетворения отвода нет и быть не может.

Затем Шохин переключился на адвоката Владимира Краснова, на тот момент отсутствовавшего в зале. «Господин Краснов, который называет себя интеллигентом в третьем поколении, прибег к необоснованной грязной дискредитации прокуроров», -- обличал Шохин. По словам прокурора, адвокат, пытаясь «улизнуть от ответственности» за заведомо ложное обвинение, заявил, что прокуроры фальсифицируют доказательства не специально, а в результате собственной некомпетентности. «Очень хитрый прием, -- похвалил Шохин, -- но он мало совместим с адвокатским кодексом».

Речь прокурора показала, что психологические приемы известны и самому прокурору. Например, для придания тексту большей убедительности он часто использовал слово «очевидно». Одно предложение даже звучало таким образом: «Как это совершенно очевидно, очевидные факты очевидны для всех». Прокурор Лахтин и представитель потерпевшего «Росимущества» поддержали возражения Дмитрия Шохина. Судья пообещал решить вопрос с отводом до понедельника.

Полная версия