Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Стратеги летят на Москву

На МАКСе-2009 Россия представит воздушную составляющую своей ядерной триады -- стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. О потенциале и перспективах российской стратегической авиации -- в специальном репортаже Infox.ru с авиабазы в Энгельсе.

Офицеры 22-й бомбардировочной авиадивизии привыкли отмечать не столько относительно новый, «ельцинский», День ВВС, сколько День воздушного флота -- праздник всех авиаторов. Тем более что даты рядом: первый -- 12 августа, второй -- в третье воскресенье месяца.

Особо опасной летчики свою службу не считаютНо на всякий случай примет не нарушают: не используют слово «последний» (только «крайний»), на аэродроме мы не нашли ни одной машины под номером 13, интервью перед полетом летчики не дают, а еще не любят отправляться на задание в новой или свежевыстиранной одежде -- нехорошие ассоциации.
«В праздник мы как лошади: голова в цветах, а… кое-что в мыле», -- шутят летчики. В эти выходные у энгельсских летчиков свое маленькое авиашоу -- показательные полеты для земляков. Параллельно -- подготовка к авиасалону МАКС (Энгельсская дивизия отправляет в Жуковский два своих самолета -- Ту 160 и Ту-95). Плюс к этому ежедневная будничная работа: учебные полеты на базе и воздушное патрулирование границ.

Летать много стали только последние два года, когда после 15-летнего перерыва возобновилось патрулирование. Если раньше вылетов приходилось ждать по два месяца, то теперь учебные смены проходят регулярно -- по два-три раза в неделю. С августа 2007 года экипажи Энгельсской дивизии более 70 раз летали на границу, в том числе совершили перелеты в республику Венесуэла и патрулирование над акваторией Карибского бассейна.

Авиабаза в Энгельсе22-я Гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознаменная дивизия (ТБАД) состоит из четырех авиаполков.
Патрулирование ведут два типа самолетов: реактивный ракетоносец Ту-160 (знаменитый «Белый лебедь») и турбовинтовой стратегический ракетоносец Ту-95МС. Полет длится в среднем от 7 до 17 часов. Теоретически время ограничено только физическими возможностями экипажа, поскольку дозаправку проводят прямо в воздухе. Роль танкеров выполняет Ил-78.

Сам элемент дозаправки 200-тонных ракетоносцев в воздухе считается верхом летного мастерства. Профессионалы говорят: «За дозаправку -- пилот молодец, за пуск ракеты -- штурман». Для дозаправки летчику нужно выполнить почти ювелирный прием: подойти к танкеру примерно на 20 метров и на скорости 600 км/ч принять по заправочной штанге 30 тонн топлива. При пуске ракет главная задача лежит на штурмане: он отвечает за то, чтобы самолет оказался в точно указанное время в точно указанном месте (за последние четыре года экипажи дивизии выполнили около 30 одиночных и групповых пусков авиационных крылатых ракет (АКР) на учебных полигонах, включая впервые выполненный одновременный пуск шести АКР с Ту-95МС). Конечно, такое разделение всегда условно, потому что на практике без четкого взаимодействия всего экипажа ни одна задача не может быть выполнена.

Не новые, но модернизированныеТу-95МС и Ту-160 останутся основой российской стратегической авиации, но эти машины ждет глубокая модернизация, заявил на днях главком Военно-воздушными силами России генерал-полковник Александр Зелин.
Последнее слово всегда за командиром. «Командиром корабля нужно стать сначала в душе, а потом уже пробовать примерять на себя эту немалую ответственность», -- уверен офицер с 25-летним стажем заместитель командира полка Ту-95МС подполковник Евгений Дмитриев. Именно моральную ответственность за людей, с которыми выполняешь полет, он называет самым сложным в своей профессии.

Российские ракетоносцы курсируют в нейтральном воздушном пространстве и периодически встречаются там с натовскими коллегами. По рассказам летчиков, обе стороны ведут себя корректно и даже дружелюбно: приветствуют друг друга, улыбаются. Но дух соперничества заставляет каждого демонстрировать свое мастерство. Признаются: и тем и другим иной раз трудно удержаться, чтоб слегка не пощекотать нервы потенциального противника.

«Мы не собираемся никого пугать, на борту нет боевого оружия, -- говорит замкомандира Энгельсской авиадивизии гвардии полковник Дмитрий Костюнин. -- Но нам же нужно учить молодое поколение. Навыки навигации над безориентирной местностью, выносливость, психологическая готовность к встрече с иностранными истребителями. Северные границы -- самая подходящая тренировочная площадка для дальней авиации».

Впрочем, офицер не видит проблем в том, что Россия ненавязчиво демонстрирует потенциальному противнику свои возможности: в качестве инструмента сдерживания это бывает полезно.

Полная версия