Стратеги летят на Москву
На МАКСе-2009 Россия представит воздушную составляющую своей ядерной триады -- стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. О потенциале и перспективах российской стратегической авиации -- в специальном репортаже Infox.ru с авиабазы в Энгельсе.
Офицеры 22-й бомбардировочной авиадивизии привыкли отмечать не столько относительно новый, «ельцинский», День ВВС, сколько День воздушного флота -- праздник всех авиаторов. Тем более что даты рядом: первый -- 12 августа, второй -- в третье воскресенье месяца.
Летать много стали только последние два года, когда после 15-летнего перерыва возобновилось патрулирование. Если раньше вылетов приходилось ждать по два месяца, то теперь учебные смены проходят регулярно -- по два-три раза в неделю. С августа 2007 года экипажи Энгельсской дивизии более 70 раз летали на границу, в том числе совершили перелеты в республику Венесуэла и патрулирование над акваторией Карибского бассейна.
Сам элемент дозаправки 200-тонных ракетоносцев в воздухе считается верхом летного мастерства. Профессионалы говорят: «За дозаправку -- пилот молодец, за пуск ракеты -- штурман». Для дозаправки летчику нужно выполнить почти ювелирный прием: подойти к танкеру примерно на 20 метров и на скорости 600 км/ч принять по заправочной штанге 30 тонн топлива. При пуске ракет главная задача лежит на штурмане: он отвечает за то, чтобы самолет оказался в точно указанное время в точно указанном месте (за последние четыре года экипажи дивизии выполнили около 30 одиночных и групповых пусков авиационных крылатых ракет (АКР) на учебных полигонах, включая впервые выполненный одновременный пуск шести АКР с Ту-95МС). Конечно, такое разделение всегда условно, потому что на практике без четкого взаимодействия всего экипажа ни одна задача не может быть выполнена.
Российские ракетоносцы курсируют в нейтральном воздушном пространстве и периодически встречаются там с натовскими коллегами. По рассказам летчиков, обе стороны ведут себя корректно и даже дружелюбно: приветствуют друг друга, улыбаются. Но дух соперничества заставляет каждого демонстрировать свое мастерство. Признаются: и тем и другим иной раз трудно удержаться, чтоб слегка не пощекотать нервы потенциального противника.
«Мы не собираемся никого пугать, на борту нет боевого оружия, -- говорит замкомандира Энгельсской авиадивизии гвардии полковник Дмитрий Костюнин. -- Но нам же нужно учить молодое поколение. Навыки навигации над безориентирной местностью, выносливость, психологическая готовность к встрече с иностранными истребителями. Северные границы -- самая подходящая тренировочная площадка для дальней авиации».
Впрочем, офицер не видит проблем в том, что Россия ненавязчиво демонстрирует потенциальному противнику свои возможности: в качестве инструмента сдерживания это бывает полезно.