Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Госдума и регионы срочно правят Конституцию

Российская Конституция будет изменена в течение месяца. В этом практически уверены депутаты Госдумы и региональных законодательных собраний.

Госдума

Депутаты вновь продемонстрировали чрезвычайное внимание к пожеланиям президента и готовность исполнить их в кратчайшие сроки. 5 ноября в своем послании Медведев высказал предложение увеличить сроки полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно. 11 ноября, во вторник, Кремль направил текст поправок в Конституцию депутатам. Их оперативно рассмотрел комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, и пакет документов был разослан по остальным комитетам. В среду утром стало известно, что уже в пятницу поправки будут обсуждаться на пленарном заседании Думы -- причем, скорее всего, сразу в трех чтениях.

Кроме статей, касающихся срока полномочий президента и депутатов, предлагается откорректировать статью, регулирующую само содержание этих полномочий. В частности, Дума получит право заслушивать отчеты правительства, а правительство будет обязано их предоставлять (поправки в закон «О правительстве» также будут представлены на утверждение депутатов в пятницу). Такие не затрагивающие основ государственности изменения в Конституцию могут быть приняты без проведения референдума. Достаточно одобрения Думы и региональных законодателей. Судя по всему, произойдет это очень быстро. Госдума может выполнить свою часть работы уже 14 ноября.

Председатель профильного комитета Владимир Плигин пояснил процедуру: «Комитет предложит рассмотреть законопроекты в первом чтении, и в дальнейшем мы определимся, есть ли необходимость внести технико-юридические правки, в зависимости от этого будут определены сроки выполнения нормы о так называемых трех чтениях. После того как законы будут одобрены Госдумой, они поступят в Совет федерации. Применительно к законам о поправках в Конституцию начинается процедура, предусмотренная специальным законом, включающая, в частности, одобрение поправок в Конституцию двумя третями законодательных (представительных) органов власти субъектов федерации».

«Специальный закон», о котором упомянул Плигин, – это закон о поправках в Конституцию 1998 года. По мнению депутата, он не просто несовершенен, но и в некоторых своих положениях противоречит Конституции. Эти противоречия Плигин видит в нормах, касающихся порядка обжалования поправок и введения в процедуру согласительной комиссии. Тем не менее именно этот закон будет регламентировать принятие нынешних поправок. «Закон плох, но он закон. Поэтому он будет применен. Что касается дальнейшей работы с законом 1998 года, посмотрим», -- прокомментировал Владимир Плигин.

Регионы

Действующий закон предписывает следующий порядок: после одобрения Думы и Совета федерации поправки уйдут в регионы. У заксобраний формально есть год на их рассмотрение, но, очевидно, в данном случае никто тянуть не будет. Региональные парламенты раньше с подобной работой не сталкивались и теперь в срочном порядке решают, как быстро и легитимно выразить свое одобрение. Как сообщили Infox.ru в ЗС Владимирской области, комитет по вопросам государственного устройства и местного самоуправления уже в среду принял необходимые изменения в регламент, и теперь депутаты готовы рассмотреть поправки в Конституцию. Ради этого заседание ЗС перенесли на неделю раньше запланированной даты. «В целом депутатский корпус нашей области с пониманием отнесся к предложенным мерам по корректировке некоторых норм Конституции РФ. Мы готовы продлить мандат президенту и парламенту. Потому что это реально приведет к укреплению государства», -- выразил мнение коллег председатель Законодательного собрания Владимирской области Анатолий Бобров.

Санкт-Петербург также готов высказаться «за». Председатель комитета по законодательству петербургского ЗС Виктор Евтухов в разговоре с корреспондентом Infox.ru пояснил, что «предложения президента об увеличении президентского срока до шести лет и парламентского – до пяти – это технико-юридический прием». «Он обеспечивает политическую стабильность и объясняется ростом масштабов и сложностью задач демократического государственного строительства, -- отметил Евтухов. – А следовательно, ни в коей мере не ущемляют права и интересы российских граждан, поддержавших на выборах реформаторский курс президента».

Законодательные органы субъектов сейчас озабочены не столько сутью поправок (их в массе поддерживают), сколько технической стороной вопроса. В Красноярской думе и ряде законодательных органов других регионов в ответ на вопрос Infox.ru о процедуре прохождения поправок сказали, что в настоящий момент активно обсуждают технологию. И как только она будет выработана, дадут свое согласие на увеличение срока.

Причем, судя по настроениям, страна готова продлить полномочия уже нынешней власти, в то время как президент вел речь о преемниках. В Думе вопрос о том, добавят ли по лишнему году Медведеву и действующим депутатам, комментируют осторожно. «Я бы не хотел впадать в зону предположений, -- пояснил председатель комитета по конституционному законодательству и конституционному строительству Владимир Плигин. – Поэтому давайте точно работать с текстами законов. В тексте законов говорится о решении этих вопросов применительно к следующему конституционному сроку. Предположения предлагаю не строить».

Текст будет утвержден в варианте, представленном президентом – Плигин особо подчеркнул, что возможная технико-юридическая редактура текст не затронет. В таком случае президентские и парламентские выборы, как и положено, пройдут в 2011 году – по окончании срока полномочий нынешней Думы и президента.

Куда спешить

Политологи считают, что Дума не зря спешит с принятием поправок. «Процедура внесения поправок в Конституцию – довольно длительная, -- отметил в интервью Infox.ru замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский. – Если Госдума и Совет федерации не успеют быстро принять поправки, то региональные заксобрания могут не успеть выразить свое отношение к законопроекту до новогодних каникул, а тогда уже процедура затянется довольно сильно».

Эксперты не видят в шестилетнем сроке президентского правления что-то особенное. «Если срок правления не 15 лет, то поправку нельзя считать антидемократической», -- заявил Infox.ru председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. При этом эксперт отметил, что если бы российский государственный аппарат работал хорошо, а не в режиме «ручного управления», то и четырех лет было бы вполне достаточно.

Дмитрий Бадовский, в свою очередь, напомнил, что российская Конституция была во многом написана по образцу французской, которая вплоть до 2000 года предусматривала семилетний срок президентского правления. «В 1993 году было невозможно утвердить такой срок полномочий для президента, сейчас же приближение к тем нормам Франции стало возможно», -- подчеркнул эксперт. Он, впрочем, надеется, что в отдаленной перспективе удлинение срока полномочий будет способствовать усилению ротации президентов. «Четыре года всегда рассматриваются как только первая часть срока президента, в результате главу государства выбирают еще раз, чтобы в сумме получилось восемь лет, -- рассуждает эксперт, -- а при шестилетнем сроке полномочий необходимости в переизбрании может и не возникнуть».

При всех возможных плюсах наблюдатели отмечают и один очевидный минус президентских инициатив: создается прецедент изменения основного закона. «Если сейчас изменения в Конституцию положительно воспринимают самые разные участники политического процесса, то в будущем, опираясь на этот прецедент, могут быть проведены менее популярные поправки», -- опасается Борис Макаренко.

За свое почти 15-летнее существование (Конституция была принята 12 декабря 1993 года) основной закон не претерпел никаких значимых изменений. Иногда судьи Конституционного суда по-разному трактовали некоторые статьи Конституции, которые предоставляют законодателям свободу в принятии решений (например, о порядке избрания членов Совета федерации или выборов глав регионов -- отмена прямых выборов губернаторов была мотивирована как раз тем, что основной закон не предусматривает всенародного избрания глав регионов). В Конституцию вносились технические поправки, связанные с процедурой укрупнения регионов: так как количество регионов уменьшалось, приходилось вносить соответствующие корректировки и в основной закон, в котором перечисляются все субъекты федерации.

Полная версия