В рамках подготовки к новому школьному факультативу «духовно-нравственное воспитание» свой учебник готовят мусульмане России. Несмотря на уверенность Совета муфтиев в том, что разделение детей по конфессиям опасно, мусульмане вынуждены подчиниться политическому решению российских властей. О позиции второй по численности конфессии в России Infox.ru рассказал ректор Московского исламского университета Марат Муртазин.
Эксперимент по введению в общеобразовательной школе факультатива под общим названием «духовно-нравственное воспитание» начнется на четвероклассниках. В конце этого учебного года у них в расписании появится новый предмет. Какой именно – светская этика, история религий или основы культуры одной из конфессий – выберут родители школьников. Такую схему предложила Русская православная церковь, а президент Дмитрий Медведев это предложение поддержал.
В обществе особой дискуссии решение власти не вызвало. И напрасно, считает ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. Позиция Совета муфтиев России заключается в том, что школьный предмет должен рассказать ребенку о существующих в России конфессиях. Делить учеников одного класса по религиозному и национальному признаку неправильно и опасно.
Тем не менее решение принято, и мусульмане вынуждены принять условия игры, чтобы не выбыть из нее вовсе. «Вопрос, который следовало разрабатывать элите, лучшим специалистам в области педагогики, философии, социологии, религий, к сожалению, получил политическое решение. Есть решение президента – надо ввести. Ну, будем выполнять», -- комментирует ситуацию Муртазин.
Уже написано учебное пособие для преподавателей по курсу «исламоведение». Кроме кандидата философских наук, ректора Московского исламского университета Марата Муртазина над ним работали доктор педагогических наук из Федерального института образования и развития Людмила Харисова, доктор политических наук, член-корреспондент Академии наук Татарстана, ректор Российского исламского университета в Казани Рафик Мухамедшин и кандидат философских наук, известный переводчик Корана Эльмир Кулиев.
«Сейчас мы подготовили вариант учебника для школьников. Но мы предполагали, что предмет, скорее всего, введут в старших классах, и готовили на соответствующий уровень, -- рассказывает Муртазин. – Сейчас поставлена задача – на 4-й класс. У нас есть материал к этому учебнику. Мы сейчас ждем решения Министерства образования и науки, потому что именно Минобрнауки, а не конфессия и ее руководство, должно принимать решение о преподавании и содержании предмета. Именно министерство должно выступить заказчиком, определить объем, требования и уровень, которому должен отвечать этот учебник».
Однако мусульмане очень сомневаются, что министерство даст вразумительные ответы не только на теоретические, но и на сугубо практические вопросы. На просьбу высказать свои предположения, где взять 40 тыс. квалифицированных преподавателей нового факультатива (эту цифру назвал Дмитрий Медведев), Муртазин разводит руками: «Вы мне этот вопрос задаете? Я же не министр образования и даже не директор школы. Вот вы сможете завтра стать учителем танцев? А ведь речь идет о душе ребенка».
Несмотря на большие сомнения в правильности выбранного государством пути, мусульмане все же серьезно готовятся к введению факультатива. По крайней мере с написанием учебника уверены, что справятся: «Мне, честно говоря, не всегда понятны заявления о том, что, вот вы знаете, мы напишем, а другие не напишут. Это все равно что сказать: я умный, а вы дурак. Так же нельзя. Все определяет результат», -- отвечает скептикам Муртазин.
«Естественно, этот учебник должен рассказывать о вероучении ислама, о религиозном культе, о том, из каких религиозных действий состоит ислам, это те источники, на которых построено учение, культура, представление о нравственных и моральных ценностях, которые выдвигает ислам на первое место, и, конечно же, ислам в истории нашей страны, его роль и место в формировании государства Российского», -- излагает свой взгляд на содержание нового предмета ректор Московского исламского университета.
Муртазин добавляет, что это относится не столько к учебнику для четвероклассников, сколько к курсу в целом. Если эксперимент окажется успешным, преподавание факультатива начнется во 2-м классе и продлится до 11-го.
Интервью разработчика учебника по основам православной культуры профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева смотрите здесь.