Единороссы не договорились о политике партии
«Единая Россия» не сможет принять новую программу на съезде 20 ноября. Члены партии неожиданно резко раскритиковали проект документа. Будет создана лишь комиссия, которая организует широкое обсуждение скорректированной стратегии партии власти.
Еще накануне планировалось, что в пятницу три клуба «Единой России» -- либеральный «4 ноября», левый Центр социально-консервативной политики (ЦСКП) и Государственно-патриотический соберутся вместе и представят общественности новую редакцию программы партии, которая и будет принята на съезде единороссов 20 ноября. Однако дела не заладились с самого начала.
Присутствовавшие в Центре социально-консервативной политики (именно там проходило обсуждение) члены партии получили по два документа -- проект новой программы и заявление, сделанное от имени трех клубов. Заседание открыл заместитель руководителя аппарата Госдумы и координатор клубов Юрий Шувалов. Шувалов вроде бы нахваливал разработанную программу партии, но употреблял общие слова. «Она реализует курс Путина… Соответствует пути партии… Затрагивает темы культуры, качества жизни, свободы и демократии, права на собственность», -- перечислял Шувалов.
Следующим слово получил глава думского комитета по труду и социальной политике, координатор ЦСКП Андрей Исаев. Трудно было предположить, что он выступит против принятия программы «Единой России». Как ранее сообщалось, именно левый клуб «Единой России» подбирал экспертов для разработки партийного документа и именно его представители должны были писать политическую программу партии.
«Считаю, что в программе есть что обсуждать», -- недовольно заметил Исаев. Но критиковать проект программы по сути не стал. Наоборот, начал с плюсов: в программе говорится о «Единой России» как о консервативной партии. «Мы долго не решались произнести эти слова», -- торжественно заявил Исаев. Он пояснил, что раньше было «нечего консервировать», поэтому и не следовало так говорить о партии власти. Теперь же это время пришло. Исаев довольно долго хвалил программу и радовался ее появлению. Только под конец выступления выяснилось, что в документе есть всего один недостаток, но фатальный: «Она обсуждалась в клубах, но не обсуждалась в партии, в ее региональных отделениях». Исаев добавил, что программу, которую обсудила только верхушка, принимать нельзя. Более того, координатор ЦСКП заявил, что невозможно обсудить документ за оставшиеся до съезда 13 дней. «Принять программу надо будет уже только на следующем съезде», -- подытожил Исаев, предложив 20 ноября (в этот день пройдет съезд «Единой России») создать специальную комиссию, которая организует дальнейшее «широкое» обсуждение программы.
Следующим недовольство новой редакцией партийной стратегии выразил координатор либерального клуба, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Ему помимо всего прочего не понравилось совместное заявление трех клубов. Дело в том, что в этой бумаге много говорилось об «ультралиберализме заокеанского происхождения». Либералы-единороссы такую формулировку восприняли в штыки.
Впрочем, вначале Плигин раскритиковал именно новую программу «Единой России». Он заявил, что в нынешнем виде ее нельзя даже рассылать членам партии в качестве рабочего варианта. Уже после Плигина его коллега по клубу «4 ноября» зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров уточнил аргументацию либералов. «Хотим мы этого или нет, но у нас было послание президента, -- напомнил присутствовавшим депутат и добавил: -- Не должно быть ситуации, при которой президент намного более радикален, чем наша программа». Либералы апеллировали к тому, что выступление Медведева в отличие от проекта программы было крайне либеральным. С этим утверждением представители других клубов не смогли поспорить.
С Андреем Макаровым неожиданно согласился представитель Клуба социально-консервативной политики глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. «Там, где у президента металл в голосе, у нас в программе мягко, нам нужно многие вещи ужесточить, -- заявил он. -- Партия не может отставать от того, что сказал президент».
В этой ситуации координатор Государственно-патриотического клуба Ирина Яровая явно выделялась -- патриотам разработанная программа очень нравилась. Пока выступали либералы, Яровая время от времени пыталась с ними спорить, а получив слово, объяснила, почему документ ее соратников устраивает. «Он опирается на традиционные российские ценности и тезис о суверенной демократии», -- пояснила депутат.
Между тем число претензий к документу росло. Выступавшие один за другим указывали на недостатки, а у Ирины Яровой закончились аргументы. Когда депутат Сергей Железняк обнаружил, что в одной из глав программы люди названы «интеллектуальным сырьем», Яровая просто промолчала. В итоге даже защищавший документ Юрий Шувалов признал, что на съезде придется не принимать программу, а лишь создать комиссию по ее обсуждению.