Москва
22 ноября ‘24
Пятница

РПЦ отвоевывает место в армии

Капелланская служба -- стандартный институт для западных армий. РПЦ также трудится в Вооруженных силах России, но ее деятельность не оформлена как профессиональное воинское служение. Священники же уверены, что вера куда более действенное средство от «болезней» армии, чем психология армейских воспитателей.

Русская православная церковь с начала 1990-х годов возвращается в российскую армию. Во многом этому процессу способствовали конфликты в «горячих точках». Многие священнослужители старались выезжать в зоны боевых действий и поддерживать военнослужащих.

Но российское военное духовенство не имеет статус капелланов, как в западных армиях. Православные священники ведут работу на «общественных началах». Для этой работы в РПЦ создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Это церковное подразделение осуществляет свою деятельность на основе подписанных соглашений о сотрудничестве с Минобороны, ВДВ, Сухопутными войсками, ВВС, МВД, Государственной фельдъегерской службой, Советом атаманов войсковых казачьих войск России, ВМФ, ФСИН и ФСБ.

История вопроса

Священники при действующей армии существовали еще в допетровской Руси, их приписывали к частям по указанию патриарха. Но именно при Петре I, строившем армию по западным образцам, в 1716 году был принят воинский устав, предписывавший в каждом полку иметь по священнику. В 1719 году по священнослужителю появилось и на каждом корабле русского флота. В мирное время за работу в войсках отвечали местные епархиальные власти, а в случае военных конфликтов назначались полевые священники.

При правлении Александра III произошла централизация военного духовенства: вводилось звание протопресвитера военного и морского духовенства, избираемого Священным синодом и утверждаемого императором. Создавалось духовное управление, организующее пастырскую работу в Вооруженных силах. Капелланская служба строилась по вертикали от протопресвитера до окружных священников, и от священнослужителей армий до дивизионных/гарнизонных и полковых/госпитальных капелланов. Полковые священники нередко сами участвовали в боях. Их церковная должность была приравнена к капитанской, солдаты были обязаны отдавать честь капеллану.

В царской армии вели службу римско-католические капелланы, а на уровне дивизий были и протестантские священники. Многочисленным было мусульманское военное духовенство. Особенно в казачьих войсках, где башкирским и татарским сотням разрешалось служить казаками, не меняя религию.

Мировой опыт

В большинстве армий стран блока НАТО есть капелланская служба (существуют даже школы капелланов). В армии США капеллан имеет офицерское звание, носит военную форму и только во время богослужений использует церковное одеяние. У него даже есть возможность продвижения по службе и перспективы дорасти до звания полковника или генерала. Во Франции капеллан носит военную форму, пользуется офицерскими привилегиями, но офицером не является. Германская система наиболее близка к российской. Государство заключает договор с Церковью, по которому священники, не прекращая приходскую службу, исполняют свои обязанности в воинских частях.

В отличие от России в западных странах капелланская служба действует на государственном уровне, и священникам, работающим в армии, из бюджета выплачивается жалованье, не уступающее по размерам зарплате офицера. Зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами отец Савва (Молчанов) считает, что для России приемлема модель, когда священнослужители постоянно находятся в военных частях из расчета один священник на 1,5 тыс. человек соответствующего вероисповедания. При этом священнослужители, имея штатную гражданскую должность, не должны быть военнослужащими.

Есть различия в работе капелланов в конфессиональных особенностях. Так, протестантские капелланы выполняют роль скорее психологов, нежели представителей Церкви. Католики же, напротив, первоочередным считают именно пастырское служение. Такой же позиции придерживается и православное военное духовенство.

Современность

Сейчас окормление военнослужащих в российской армии ведут около двух тысяч православных священников. Для общения с представителями других вероисповеданий привлекаются и другие традиционные конфессии России: иудеи, мусульмане, в меньшей степени буддисты. В гарнизонах православные священники осуществляют молебны, исповеди, крещения, проводят коллективные и индивидуальные беседы.

По данным РПЦ, в частях, куда регулярно приходит священник, улучшается психологическая обстановка, сокращается количество случаев неуставных отношений. По информации Минобороны, 64% российских военнослужащих считают себя верующими. Из них 83% признают себя православными, 6% -- мусульмане, остальные – буддисты и иудеи.

Представители основных религий России единодушно выступают за создание капелланской службы в российской армии. Это мнение поддержал и новый патриарх Русской православной церкви Кирилл, заявив, что необходимо переходить к профессиональному военному духовенству. Но пока не известно, затронет ли военная реформа взаимоотношения вооруженных сил с религиозными организациями.

Полная версия