Покушение на Юнус-Бека Евкурова -- предсказуемая глава в новейшей истории Ингушетии. Кто бы ни стоял во главе республики сейчас, обязательно найдутся желающие его убить. По мнению экспертов, опрошенных Infox.ru, проблемы Ингушетии лежат в социально-этнической плоскости.
Администрация президента Ингушетии старается избегать обсуждения ситуации в республике в связи с покушением на Юнус-Бека Евкурова. Пресс-секретарь президента Калой Ахильгов в разговоре с корреспондентом Infox.ru ограничился общими словами: ситуация под контролем, официальных версий относительно конкретных причин покушения и тех, кто за ним стоит, пока нет.
Московские политики говорят о «клановых войнах». Эксперты видят проблему глубже -- как политическую и усугубляющуюся при вольном или невольном попустительстве руководства страны.
Бывший военный разведчик Юнус-Бек Евкуров только с третьего раза согласился занять пост президента Ингушетии. Антизязиковская оппозиция еще до назначения Евкурова заявила о своей поддержке его кандидатуры. То, что офицер, известный военными заслугами и практически не имевший опыта политика, сумел наладить отношения с этой частью общества, политологи считают одной из самых больших его побед.
Большинство экспертов сходятся в оценке: нынешний президент Ингушетии -- максимально удачный вариант для республики. Но потенциал регионального лидера ограничен. Особенно на такой проблемной территории.
Россия не знает Кавказа
Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов главную причину не только ингушской, но и всех кавказских проблем видит в недальновидной и ограниченной политике федерального центра.
«Мы часто используем газетный штамп о войне кланов. Но никто толком не знает, что это за кланы, каковы их силы и чего они хотят, -- объясняет эксперт. -- Военными десантами проблему не решить, тем более что 18-летние «бойцы» сами боятся местного населения. Там нужны серьезные научные исследования силами этнографов, психологов, социологов».
По его мнению, первоочередными должны стать социальные шаги. «Что видят ингуши? Они видят Чечню, видят Осетию, еще недавно даже не являвшуюся российской территорией. Туда деньги идут. А мы, между Чечней и Осетией, никому не нужны», -- считает Маркедонов.
Но и механические финансовые вливания не способны стать панацеей, говорит политолог. К примеру, проблему безработицы, которая является одним из факторов нестабильности и спусковым крючком экстремизма, необходимо решать грамотной миграционной политикой, уверен эксперт. «Дело не в том, что ингуши не хотят работать. Там традиционно многодетные семьи, отсюда перенаселение, -- пояснил собеседник Infox.ru. -- Это задача центра -- выстроить политику внутренней миграции. Пока они не научатся вести себя в центральных российских губерниях чуть иначе, чем у себя в аулах, а Москва не перестанет считать их «чурками», никакие наши введения 25-го полка или какого-нибудь там 50-го подразделения или объявления режима КТО не спасут ситуацию».
Любой президент бессилен
Покушение на нового президента политологи трактуют по-разному. Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский расценивает теракт как предупреждение Евкурову: «чтобы был осторожнее и не наступал на интересы сложившихся групп влияния».
«Евкуров искренне попытается навести порядок, -- считает Туровский. -- При Зязикове, да и при Аушеве, бизнес- и политическая элита были очень коррумпированными, и криминальная составляющая в их деятельности очень велика. В одночасье превратить республику из черной в белую никому бы не удалось, как бы Евкуров не старался».
Сергей Маркедонов прочитывает в покушении более глубокий расчет террористов. Он считает, что так они провоцируют Москву на очередные ошибки. «Понимая аналитическую ограниченность тех, кто принимает решения, они подталкивают к неверным решениям, подводят к выводу: вот был Зязиков, а этот размазня. Может, еще полк какой-нибудь введете?» -- поясняет Маркедонов.
Председатель Ингушского координационного центра в Москве Салман Наурбиев констатирует, что Евкуров с его политикой гражданского примирения действительно оказался для многих местных слишком опасен. Но Наурбиев, вслед за Маркедоновым, возлагает ответственность за происходящее в Ингушетии на федеральный центр. «При наличии политической воли порядок в регионе можно навести за один месяц, а в отсутствии таковой никакой Евкуров положение кардинально не изменит», -- уверен Наурбиев.
Дальше не лучше
Относительно дальнейшего развития событий эксперты оптимизма не высказали. После инцидента авторитет самого Евкурова, «если он не впадет в панику и не начнет махать дубинкой направо и налево», как уточнил Маркедонов, скорее всего, еще больше вырастет. Но, даже если Евкуров выйдет из больницы национальным героем, это слабо повлияет на общую ситуацию в республике.