Россия пытается стать миротворцем в Нагорном Карабахе. Но геополитические интересы в этом регионе не позволяют Кремлю стать непредвзятым третейским судьей на переговорах о судьбе непризнанной республики.
2 ноября в Москве состоятся переговоры президентов Армении и Азербайджана по вопросам урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. По их окончании Ильхам Алиев и Серж Саргсян встретятся с президентом России Дмитрием Медведевым. Напомним, что инициатива «московской встречи» высших должностных лиц Армении и Азербайджана принадлежит российскому лидеру. Дмитрий Медведев озвучил ее в ходе своего недавнего визита в Ереван.
В Кремле рассчитывают, что предстоящие армяно-азербайджанские переговоры будут способствовать укреплению стабильности и безопасности на Кавказе, а спорные вопросы вокруг Нагорного Карабаха удастся урегулировать исключительно мирными средствами. Однако эксперты, наблюдающие за ходом событий в Нагорном Карабахе и вокруг него, настроены скептически. Прежде всего, говорят они, Армении и Азербайджану необходимо сформулировать общую «антикризисную» платформу, на основе которой будет осуществляться урегулирование. Такой платформы у переговаривающихся сторон пока нет.
«Решение карабахской проблемы в настоящий момент совершенно невозможно, -- считает директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов. -- Прежде всего потому, что к переговорам не готовы сами договаривающиеся стороны». По его словам, в Армении по проблеме Нагорного Карабаха есть несколько идей. Одна из них состоит в том, чтобы вернуть карабахские земли Азербайджану, открыть путь через Турцию в НАТО, на европейские рынки и таким образом разорвать многолетнюю блокаду Армении. «Однако подавляющее большинство армянского общества к столь радикальному решению абсолютно не готово», -- пояснил Infox.ru Игрунов.
Другая идея состоит в «размене территорий»: в обмен на признание независимости НКР Армения возвращает себе семь прилегающих к Карабаху азербайджанских районов, оккупированных в ходе карабахского конфликта, а также передает Зангезурский район Азербайджану. «Этот вариант урегулирования не устраивает сразу обе стороны», -- уточнил эксперт. Азербайджан не согласен рассматривать вопрос «оккупированных территорий» в контексте независимости НКР, а армянское руководство не желает отдавать Зангезурский район азербайджанцам, так как через него проходит единственная сухопутная дорога из Армении в Иран. Поэтому, убежден Игрунов, на предстоящих московских переговорах речь, скорее всего, пойдет «лишь об общих вопросах карабахского урегулирования, а не о конкретных путях решения задачи».
Москва демонстрирует заинтересованность в разрешении карабахской проблемы. Вопрос в том, какая конкретно формула «мирного урегулирования» является для России, как для крупнейшего геополитического игрока на Кавказе, наиболее приемлемой.
Есть мнение, что это формула as is (как есть). «России не нужен стабильный и сильный сосед -- Азербайджан, -- считает источник Infox.ru, близкий к МИДу непризнанной республики Нагорный Карабах, -- ведь неопределенность статуса НКР и актуальность проблемы «оккупированных азербайджанских территорий» -- верный залог того, что западные проекты транспортировки углеводородов в обход России повиснут в воздухе и не будут реализованы». Но, встав на путь «ослабления» Азербайджана, Россия рано или поздно столкнется с целым рядом политических проблем: от усиливающегося дрейфа Азербайджана в сторону НАТО (к чему, по мнению наблюдателей, уже сейчас есть предпосылки) до серьезного охлаждения в отношениях с Турцией. Не говоря уже о Западной Европе, которая после осетинских событий весьма настороженно относится ко всем кавказским проектам России.
Поэтому в условиях быстро изменяющейся международной конъюнктуры Кремль, скорее всего, будет проводить на Кавказе политику «художественного маневрирования». К этому Россию понуждают не только ее беспокойные соседи, но и Соединенные Штаты Америки, стремящиеся включить Кавказ (в частности, Армению) в сферу своего влияния. «После войны в Южной Осетии, -- свидетельствует Вячеслав Игрунов, -- эти попытки усилились, и данный факт не может не тревожить Кремль».
Эксперты считают, что на грядущих переговорах с Арменией и Азербайджаном Дмитрию Медведеву достанется не слишком завидная роль. «По-хорошему, Россия на этих переговорах должна вести себя как сверхдержава, стоящая над схваткой и соблюдающая общие международные гуманитарные принципы, -- говорит источник в МИД Нагорного Карабаха. -- Проблема в том, что нейтралитет дается Кремлю довольно трудно: на карту поставлены геополитические интересы государства во всем кавказском регионе». По мнению собеседника Infox.ru, «с одной стороны, Россия не хочет потерять в лице Азербайджана геополитического партнера, с другой – она не может себе позволить потерять Армению, ведь Армения – это ключ к воротам Кавказа и Средней Азии». Не исключено, что в такой ситуации позиция Москвы будет состоять в том, чтобы «выразить свою расположенность Азербайджану и не обидеть Армению».
В самом Нагорном Карабахе за переговорами Армении, Азербайджана и России о судьбе республики следят, но относятся к ним скептически. «Как государственное образование НКР состоялась гораздо в большей степени, нежели Южная Осетия и Абхазия, -- поясняет источник Infox.ru, близкий к МИД Нагорного Карабаха, -- а ее армия вполне способна самостоятельно защищать границы и отстаивать интересы населения. По этой причине, а также потому, что в Нагорном Карабахе соблюдается режим прекращения огня, здесь не нужны никакие миротворцы». Собеседник Infox.ru полагает, что в политическом отношении непризнанную республику вполне бы устроил так называемый «израильский вариант» дальнейшего мироустройства, предусматривающий создание «пояса безопасности» по периметру республики – без передачи собственных земель кому бы то ни было.