Борьбе за детей мешают взрослые
День защиты детей дал политикам повод обсудить положение ребенка в России. Президент напомнил, что необходимо активнее бороться с преступлениями против детей, запустив «эффективные механизмы воздействия на тех, кто нарушает закон». Депутаты в свою очередь решили, что одной из причин неэффективной борьбы за детей являются чиновники.
Борьба за права ребенка в России до сих пор особыми успехами не отличалась. Подтверждением тому могут служить многочисленные доклады представителей силовых структур и власти. Так, недавно в Совете федерации генеральный прокурор Юрий Чайка сообщил, что в «истекшем году в отношении 126 тыс. несовершеннолетних совершены преступления различной степени тяжести, в результате которых погибли около 2 тыс. детей, тяжкий вред здоровью причинен почти 2,5 тыс. несовершеннолетних». При этом, сокрушался генпрокурор, часто преступления в отношении детей совершаются самыми близкими им лицами -- родителями.
Положение ребенка в России иллюстрирует и статистика правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ее данным, из 28 млн российских детей 6 млн сейчас проживают в социально неблагоприятных условиях.
«Мы поддерживаем все законодательные инициативы последнего времени, касающиеся защиты прав ребенка: и меры по защите нравственного здоровья, и введение так называемого комендантского часа», -- заявил на заседании государственно-патриотического клуба «Единой России» представитель МВД генерал-майор милиции Юрий Демидов. «Но лобби против нас, -- сетовал он, -- очень сильное: тем же ночным клубам очень выгодно, чтобы несовершеннолетние имели к ним доступ».
Фронт работ
До сих пор в борьбе за детское благополучие российская власть активнее всего вела работу по нескольким позициям: борьба за нравственность, борьба с курением и алкоголизацией среди подростков, борьба с насилием и преступлениями, совершенными на сексуальной почве.
С последним, судя по сообщениям правоохранительных органов, дело обстоит хуже всего: число преступлений подобного характера только увеличивается. В связи с этим политики активнее заговорили о необходимости ужесточить наказание за преступление против ребенка, особенно совершенное на сексуальной почве.
Особо эмоциональные представители общественности, выступая на обсуждениях этой темы, высказываются за такие меры, как «доски позора» (на которых обществу должны быть представлены преступники), «максимальная открытость судов, рассматривающих дела по преступлениям против детей» и даже кастрация насильников и педофилов.
По остальным позициям -- борьбе за здоровье, безопасность и нравственность детей -- власть достигла более конкретных, чем угрозы, результатов: введение комендантского часа, запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, а также внесение изменений в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», которые касаются защиты ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Вертикаль для детей
На примете у представителей государства борьба за признание пива алкогольной продукцией, запрет на продажу несовершеннолетним энергетиков.
Помимо этого представители партии власти, например, указывают на необходимость проведения мониторинга органов опеки и попечительства на предмет того, хватает ли им средств для работы. «А то все время жалуются, что не хватает», -- иронично заметила депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая.
По ее словам, ситуацию с «детским вопросом» вообще надо решать путем создания единой системы решения проблем. «Не надо никакой самодеятельности, -- заявила Яровая. -- Надо создать унифицированную систему решения вопросов неблагополучных детей. Надо, например, сделать единый банк данных проблемных детей и вести с ними работу».
В то же время депутат вместе с коллегами обвинила Министерство юстиции и Верховный суд России в нежелании сотрудничать. Яровая призвала представителей ведомств сообщить о своем отношении к проблемам детей. «От вас постоянно приходят отрицательные заключения на многие наши законопроекты. Вы скажите, либо мы союзники, либо признайтесь обществу, что не хотите решать вопросов», -- возмутилась Яровая.
О сопротивлении напомнил и однопартиец Яровой Виктор Звагельский. Он пояснил, что «существует огромное препятствие на введение запрета, например, на рекламу пива». «Все на словах согласны, а на деле получается, что ничего не двигается с места, -- отметил депутат. -- Слишком сильное табачное, алкогольное и пивное лобби».
Нулевой результат
Государство не забывает периодически напоминать о необходимости борьбы и уже существующих инициативах по защите нравственного и физического здоровья детей. Помимо того сегодня в России существует большое количество общественных организаций, которые следят за соблюдением прав ребенка в семье и обществе. Однако все усилия к конкретным успехам до сих пор не привели, признают эксперты.
Подобную ситуацию депутаты вынуждены объяснять недостатком «централизованности в решении проблем». «Получается как в той поговорке, -- заключила очередное обсуждение парламентарий Ирина Яровая, -- у семи нянек дитя без глаза».