Москва
3 января ‘25
Пятница

Общественной палате прибавили полномочий

Госдума, несмотря на отрицательное заключение правительства, значительно расширила полномочия Общественной палаты. Общественникам дано право подвергать экспертизе законопроекты по вопросам ограничения или лишения свободы, а также ограничения или лишения прав собственника имущества.

Похоже, депутаты несколько устали от дебатов на темы экономики и выхода из кризиса и в пятницу демонстрировали свое красноречие в обсуждении совсем другого вопроса. Предметом жарких споров стал законопроект представителей фракции «Единой России» Андрея Макарова и Владимира Груздева. Они предложили внести изменения в федеральный закон «Об Общественной палате РФ». Суть поправок главным образом сводится к наделению общественного органа правом проводить экспертизу значительной части законопроектов. Раньше этой процедуре подвергались только некоторые документы, которые запрашивала Общественная палата или заключение по которым хотели получить депутаты.

Позиция разработчиков такова: расширение полномочий палаты будет способствовать развитию демократии и гражданского общества, положительно скажется на качестве принимаемых законов и укрепит доверие населения к власти. «Когда принималось решение о создании Общественной палаты, было много криков, что она будет карманной, не выражающей ничьих интересов, -- аргументировал Макаров свою позицию. – Жизнь доказала ее необходимость. Но вместе с изменившимися условиями меняется и значение Общественной палаты».

Риторика профессионального адвоката Макарова безоговорочной победы не принесла. Некоторые парламентарии отказались признать те самые «изменившиеся условия», которые диктуют необходимость добавить Общественной палате полномочий. Для многих остался непонятен статус общественной палаты. Депутат от фракции КПРФ Анатолий Локоть выразил беспокойство насчет того, стоит ли вообще добавлять общественникам власти. «Добавляя функции палате, мы забюрокрачиваем систему и превращаем ее в еще один центр управления, -- пояснил он. – Это неизбежно приведет к конфликту. Либо это третья палата будет – парламент, либо этот парламент переместится». Однопартиец Локтя депутат Обухов высказался куда менее дипломатично. Он назвал поправки единороссов Макарова и Груздева «законодательным браком, скоплением законодательных отходов и недоделок».

В ответ Макаров уличил оппонентов в корысти: «Откуда такой страх у наших коллег по парламенту, что их место займет кто-то другой? Естественен был бы интерес к мнению общества. Почему попытка дать инструмент услышать мнение общества воспринимается как наступление на свои конституционные права? Понятно, что многие тут привыкли воспринимать свое мнение как мнение народа».

Подозрения в преследовании личных интересов отмел член ЛДПР Сергей Иванов. Он заявил: «Мы с радостью проголосуем за данный законопроект, если ко второму чтению там будет написано маленькое дополнение: если Общественная палата дает отрицательное заключение на закон, Госдума закон не рассматривает». Впрочем, никто ему такого обещания не дал, и фракция ЛДПР, как и коммунисты, проголосовала против законопроекта.

Уверенности в том, что поправки пройдут первое чтение, не было вплоть до последнего момента. Серьезным основанием сомневаться послужило заключение правительства: законопроект «противоречит конституционно-правовому статусу правительства России» и подготовлен «без учета требований ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Материальное обеспечение новых полномочий Общественной палаты вызвало вопросы и у депутатов. На прямой вопрос справоросса Анатолия Грешневикова, во сколько обойдется эта инициатива, зампред комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков отозвался так: члены Общественной палаты исполняют свои обязанности на общественных началах. Андрей Макаров же, уточняя, объявил сначала цифру в 105 млн рублей, но тут же оговорился: точная сумма станет известна только поле того, как депутаты определятся, в какой именно редакции будут приняты поправки (больше полномочий – больше денег, меньше полномочий – меньше денег).

Получив поддержку «Единой России» и убедив «Справедливую Россию» голосовать «за», Макаров и Груздев успешно провели свой законопроект через первое чтение. В итоге 335 голосами «за» при 49 «против» поправки к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» прошли. С поручением ко второму чтению доработать документ.

Полная версия