Москва
3 января ‘25
Пятница

Высокая явка по кавказской традиции

В Южной Осетии завершилось голосование в парламент республики. Особых нарушений ни ЦИК, ни международные наблюдатели не заметили. Избирателей на каждом участке здесь знают не только по списку, но и в лицо. За выборами с традиционно высокой кавказской явкой наблюдала съемочная группа Infox.ru.

[v1] В 20.00 в Южной Осетии закончилось голосование в парламент республики. Проголосовать за одну из четырех партий, представленных в бюллетене, имели право более 50 тыс. зарегистрированных избирателей. По данным центризбиркома Южной Осетии на 19.00, в выборах приняли участие около 70% избирателей.

Одним из первых еще с утра проголосовал президент республики Эдуард Кокойты. Свой бюллетень он опустил в избирательную урну в присутствии множества журналистов, после чего выразил надежду, что парламентские выборы станут стимулом для дальнейшего развития Южной Осетии.

Наблюдатели

На каждом избирательном участке в течение дня дежурили четыре наблюдателя от каждой из четырех партий, участвующих в выборах, – «Единства», «Фыдыбаста» («Отечество»), Народной партии и Коммунистической партии Южной Осетии. Представитель избирательного участка фиксировал число граждан, опустивших бюллетени в избирательную урну, так что довольно быстро вычислялась явка. На выборы здесь ходят охотно, для небольших сел это настоящее событие. Поэтому нередко во многих населенных пунктах явка избирателей достигает 70-80%.

В Южную Осетию прибыла и делегация иностранных наблюдателей. Молодежное движение «Наши» прислало 30 активистов из различных регионов России, а организация «Гражданский контроль» сумела привлечь наблюдателей из Италии, Германии, Польши, Молдавии, Армении, Азербайджана, непризнанных Нагорно-Карабахской республики и Приднестровья. Группе наблюдателей показали избирательные участки в селах вокруг Цхинвала. Делегация осталась довольна организацией выборов в послевоенных условиях.

Села

Голосование прошло во всех четырех районах Южной Осетии -- Цхинвальском, Джавском, Ленингорском и Знаурском. Избирательные участки были открыты в крупных селах, куда шли голосовать жители более мелких соседних населенных пунктов. Удалось провести голосование и в селах, первыми принявших на себя удар грузинской армии: Мугут, Хетагурово и Тбет.

Мугут стоит на самой границе. Вплотную к нему примыкает грузинское село Джан. Именно по мугутской дороге в августе прошлого года в Цхинвал двинулась большая колонна танков, по ней же грузины отступали. По словам местных осетинских военных, в Джане стоят подразделения грузинской армии и полиции. Граница представляет собой блокпост из бетонных заграждений. Село охраняют осетины. Российская пограничная застава расположена на ближайшей высоте.

В Мугуте (с учетом ближайших четырех селений) зарегистрировано всего 338 избирателей. Среди них и осетины, и русские, и грузины. Последних немного. Большинство грузин эвакуировались из соседнего села Авневи за несколько дней до штурма Цхинвала. Сейчас в Авневи только две семьи. Многие дома, как и в бывшем грузинском анклаве севернее Цхинвала, сожжены. Голосование проходит в отремонтированной школе – в августе 2008-го грузинская пехота устроила здесь разгром.

Хетагурово подвергали серьезным артобстрелам с конца июля 2008 года, так как это довольно крупное село представляло серьезное препятствие на пути грузинской колонны бронетехники в сторону Цхинвала. В селе и сейчас много развалин. Иностранные наблюдатели удивлялись, что обстрелу подвергалась даже церковь. «Ведь грузины и осетины – христиане», -- недоумевал наблюдатель из Германии. Повредили и школу, где до войны всегда устраивали избирательный участок. В Хетагурово пришло голосовать немало жителей соседних сел. Традиционно здесь высокая явка.

Тбет – последнее село перед Цхинвалом. Здесь оборону держали бойцы цхинвальского ОМОНа, снискавшие славу одних из лучших защитников Южной Осетии за все годы конфронтации с Грузией. На поле, где держали оборону омоновцы, силами тюменских строителей построен небольшой коттеджный поселок. Избирательный участок находился в наспех отремонтированном сельсовете. Жителей здесь не так много, как в Хетагурове, но сюда приезжали голосовать жители столицы, прописанные в Тбете.

Полная версия