Москва
3 января ‘25
Пятница

Цхинвал: большая всероссийская стройка

Спустя 8 месяцев последствия пятидневной войны все еще видны на улицах Цхинвала. Но город все же восстанавливается – прежде всего, с помощью России. За тем, как работает российский бюджет на развалинах Цхинвала, наблюдала съемочная группа Infox.ru.

Накануне парламентских выборов в Южной Осетии активизировались восстановительные работы. Еще в марте этого года руководство региона заявляло, что финансирование строительства приостановлено. Причем говорилось: если поступление средств будет затягиваться и дальше, то восстановительные работы начнутся не ранее сентября.

Однако недавно глава республики Эдуард Кокойты заявил, что Россия, несмотря на финансовый кризис, выполняет все обязательства по восстановлению Южной Осетии. Как объяснял сам Кокойты, сбои с финансированием, происходившие ранее, были связаны с необходимостью создания нового механизма финансирования с учетом признания Россией независимости Южной Осетии.

В данный момент глава республики в многочисленных интервью российской прессе заявляет, что восстановление республики идет очень интенсивно. В этом году Россия планирует субсидировать ее почти на 11,5 млрд рублей: из российского бюджета выделено около 3 млрд рублей (эти средства, по словам Эдуарда Кокойты, начинают поэтапно поступать в республику), Министерство регионального развития России в помощь восстановлению Южной Осетии дополнительно выделило еще 8,5 млрд рублей.

Глава республики Эдуард Кокойты среди приоритетов в плане проводящихся работ называет восстановление частного жилья. Кокойты накануне выборов заявил, что в ближайшее время пойдет интенсивное строительство всех объектов в Южной Осетии.

Местные жители в основном философски относятся к создавшимся трудностям, утверждая, что власти и так делают все возможное для восстановления Цхинвала. Некоторые же, находящиеся в тяжелом положении, разочаровались в руководстве республики. При ремонтных работах до сих пор приоритетом оставались многоэтажные жилые дома, школы, больницы, административные здания. А в восстановлении частного сектора возникли немалые проблемы: нередко подводит подрядчик, некачественно выполняя работы. Но проблематичней этого местная бюрократия. Многие жители так и не получили обещанные компенсации. Этот вопрос обещают решить только сейчас.

В советское время на территории Южной Осетии было 27 предприятий. Сейчас не насчитаешь и десяти. После войны и разрухи в Цхинвале трудно найти работу. Бывшие ополченцы объединяются в строительные бригады – в республике 12 таких стройотрядов. Многие продолжают искать счастье в силовых структурах.

Большинство же экономически активного населения пытаются вести частный бизнес, доставляя в Цхинвал самые разные товары: хозяйственные, продукты, стройматериалы, лекарства. Чаще всего «челноки» едут за покупками во Владикавказ. Но есть и те, кто окольными путями с грузинскими паспортами (а для бизнесменов Цхинвала это всегда было нормальным явлением) добираются до Тбилиси. Правда, с обустройством и усилением границы такие путешествия осложнятся.

31 мая – день выборов парламента – станет референдумом доверия к действующей власти. Сказать «да» или «нет» руководству Южной Осетии граждане республики смогут, проголосовав за одну из четырех партий, допущенных к выборам.

 

Полная версия