Новой Конституции -- новый суд
Противники новой президентской модели Конституционного суда по-разному объясняют мотивы Дмитрия Медведева, но сходятся во мнении: инициатива сама по себе может стать предметом рассмотрения в Конституционном суде. Правда, возможность опротестовать законопроект рассматривают пока одни коммунисты.
В пятницу, 22 мая, Госдума рассмотрит сразу в двух чтениях и окончательно утвердит поправки в закон «О Конституционном суде РФ». Против президентского законопроекта открыто выступили только коммунисты. Они не только проголосовали «против» во время первого рассмотрения документа, но и заявили о готовности обратиться в Конституционный суд РФ на предмет соответствия документа Конституции.
«Фракция КПРФ – это 57 человек. Для инициирования рассмотрения вопроса в КС необходимо 90 депутатских голосов. Тем не менее наши юристы работают и ищут возможности опротестовать законопроект», -- заявил коммунист Вадим Соловьев.
Фракция ЛДПР хоть и сочла законопроект «прямым нарушением Конституции», но на противостояние не пошла. Отчаявшись выпытать у докладчиков – представителя президента Гарри Минха и главы профильного комитета Владимира Пигина – истинные причины изменения существующих правил, фракция просто не стала голосовать. На вопрос, не собираются ли либерал-демократы поддержать коммунистов и общими силами поставить вопрос о конституционности новой нормы в КС, член фракции Василий Тарасюк обреченно ответил: «Все равно это бесполезно».
Новому судье -- новый срок
Обсуждая президентскую инициативу, Дума, практически параллельно с президентом, озвучила идею увеличения срока полномочий председателя КС – правда, скорее в негативном контексте. Коммунисты и либерал-демократы, подвергая критике аргумент единороссов о том, что закон принимается с целью унификации судейского института, предложили заодно подравнять сроки полномочий председателя КС, например, с президентом.
«Почему в законопроекте три года полномочий, а не пять-шесть, как в других странах делается?» -- поинтересовался почти в это же время на встрече с Дмитрием Медведевым председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. «Думаю, вопрос сроков председателя Конституционного суда -- это вполне правомерный вопрос, -- цитирует слова президента РИА «Новости». – Если мы идем на унификацию, то можно унифицировать и сроки председателя Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда».
В среду же вечером соответствующие поправки были внесены в Госдуму.
Причины с сомнением
Главная дискуссия вокруг новой президентской модели Конституционного суда разворачивается сейчас не на парламентской площадке, а в средствах массовой информации. Противники документа предложили целый ассортимент мотивов действий Медведева.
Одни говорят, что Кремлю зачем-то именно сейчас потребовалось обеспечить полную прогнозируемость и управляемость решениями Конституционного суда. Член политсовета партии «Правое дело» Борис Надеждин подозревает, что Медведев освобождает кресло, занимаемое сейчас Валерием Зорькиным, под своего человека.
Звучат версии и о том, что нынешний президент после истечения срока своих полномочий сам планирует возглавить КС, а возможно, -- единый суд. Идея объединить Верховный, Высший арбитражный и Конституционной суды по примеру некоторых европейских стран широко обсуждались еще в начале путинского правления. Не исключено, что обещанная на осень этого года реформа судебной системы реанимирует эту тему.
Однозначно против
Сами судьи Конституционного суда не имеют права комментировать документ, который «может стать предметом рассмотрения Конституционного суда». Единственным судьей, который высказался насчет президентской инициативы, причем резко отрицательно, стал один из опытнейших судей КС – Гадис Гаджиев.
Он уверен, что поправка «противоречит принципу самостоятельности судебной власти», свидетельствует о «непонимании конституционного судопроизводства» и является косвенной попыткой «давления на суд». «Существующую 18 лет модель» Гаджиев в разговоре с «Коммерсантом» назвал «абсолютно правильной и единственно возможной» для России.
Впрочем, в вероятность того, что поправки станут предметом рассмотрения КС, Гаджиев не верит. К тому же не исключено, что сам Гадис Гаджиев в скором времени покинет КС. По данным издания «Русский Newsweek», осенью он освободит место в Конституционном суде для начальника Главного правового Управления президента Ларисы Брычевой.