Часть государственных вузов России заморозили цены на обучение. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, руководство учебных заведений пошло на это шаг по собственной инициативе -- чтобы не растерять студентов и пережить сложные времена.
В пятницу перед депутатами Госдумы выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Речь шла о качестве образования и отдельно -- об итоговой аттестации выпускников школ.
Кризисные достижения
Министр начал с успехов. Несмотря на кризис, бюджет образования увеличен и составляет почти 40 млрд руб., сообщил он. Ни одно бесплатное место в вузах не потеряно (пропорция составляет 420 бюджетных мест на 1000 студентов), а прием в аспирантуру и магистратуру даже вырос.
Фурсенко заявил, что кредиты на образование выдаваться будут, причем на условиях «не худших, чем раньше». «Это означает, что часть ставки будет покрываться государством и государство берет на себя гарантии по кредитам, то есть не потребуется никаких залогов», -- пояснил докладчик.
Министр доложил депутатам и о том, что достигнута договоренность о замораживании цен на обучение. Такое решение приняли все вузы, находящиеся в подчинении федерального агентства образования. Фурсенко подчеркнул, что это собственная позиция руководства учебных заведений. «Мы не можем это принять приказом, такое решение вузы приняли добровольно», -- прокомментировал министр. «И мы считаем, что это решение правильное. Оно позволит ребятам перейти через этот сложный экономический период, а вузам сохранить своих студентов, как бюджетников, так и контрактников», -- дал свою оценку чиновник.
ЕГЭ-дуэль
Самым спорным оказался вопрос с единым госэкзаменом. Позиция министерства и большинства думских фракций: ЕГЭ скорее благо, чем зло. По словам Фурсенко, благодаря ЕГЭ «преодолено географическое неравенство абитуриентов» и «доля сельских школьников, которые поступают в вузы, стала сопоставима с долей сельского населения станы». Министра поддержала депутат Ирина Яровая, сказав, что против ЕГЭ выступают только те, кто желает сохранить «старые коррупционные схемы поступления, покупку и продажу дипломов».
Однако коммунисты твердо стояли на своем: ЕГЭ обезличивает выпускников, воспитывает поколение «а-ля задорновские тупые американцы» (выражение депутата Олега Смолина). Страсти накалились. Смолин назвал Фурсенко «критиком творческой идеологии» и потребовал дуэли. «Я вызываю вас на интеллектуальную дуэль. Даже две, -- горячился депутат. -- Предлагаю вам вместе со мной сдать ЕГЭ по русскому языку и в эфире провести дискуссию».
Вызов перехватил Владимир Жириновский. В итоге Фурсенко сказал журналистам, что подождет, пока депутаты разберутся между собой.
Он подтвердил, что в этом году ЕГЭ состоится в любом случае, и призвал оппонентов отложить дискуссии на послеэкзаменационную пору, чтобы не нервировать зря абитуриентов и их родителей. «Это чисто политические и пиаровские акции. Я считаю, что это аморально -- за счет детей и за счет их родителей создавать себе публичную заметность», -- прокомментировал министр позицию коммунистов.