Парламент не нашел культуры на ТВ и в мавзолее
Министр культуры Александр Авдеев, выступая перед Госдумой, напомнил: парламент до сих пор не рассмотрел документы, без которых не работает основной закон о культуре в России. Депутаты в ответ попеняли: Ленина хотят вынести из мавзолея, уровень телепрограмм низок, а в Ярославле местные власти угрожают памятникам. С ярославской проблемой Авдееву пришлось пообещать разобраться.
В среду в Госдуме состоялся правительственный час с участием министра культуры Александра Авдеева. Последний раз он отчитывался перед депутатами полгода назад. Возможно, поэтому послушать Авдеева в этот раз пришли не более половины членов нижней палаты парламента.
Культура просит
Министру же было чем озадачить депутатов. Впрочем, он был лаконичен и уложился в отведенные на его выступление 15 минут.
Авдеев вновь обратил их внимание на то, что закон «Об объектах культурного наследия» от 2002 года до сих пор практически бездействует, так как 14 требуемых к нему подзаконных актов не приняты.
Министр в очередной раз призвал парламентариев обратить внимание и на меценатскую деятельность. «По данным 2007 года, меценаты вложили в культуру суммы, равные 10 процентам от бюджета министерства, -- констатировал Авдеев. – Нужна законодательная база поощрения такой деятельности: компенсациями, налоговыми льготами, государственными наградами».
Есть проблемы с законодательным обеспечением передачи памятников архитектуры в частные руки, с правовым статусом музеев-заповедников.
Депутаты требуют
Членов Госдумы, пришедших на встречу с Авдеевым, интересовали другие темы. Одни пеняли министру на низкий уровень телепрограмм, другие говорили о бездуховности общества в целом. Конкретные вопросы тоже звучали, но зачастую повергали докладчика в легкую растерянность.
Коммунистка Тамара Плетнева потребовала от Авдеева высказать позицию относительно предложений вынести из мавзолея и захоронить тело Ленина. «Язык не поворачивается назвать это объектом историко-культурного наследия, -- нашелся министр. – Что касается личной позиции по этому вопросу, она у меня есть, но оглашать ее здесь и сейчас я не стану». «А у министерства такой позиции нет и быть не может, так как это политический вопрос», -- пояснил он.
Член фракции ЛДПР Михаил Питкевич попросил прокомментировать скандальную ситуацию с Мстиславом Запашным (в отношении хозяйственной деятельности главы Росцирка было проведено несколько проверок). Авдеев ответа избегать не стал. «Руководитель Росцирка не справляется со своими обязанностями, -- заявил он. – Резкие выводы проверяющих обоснованы. Сейчас пришла пора руководителю сделать выводы для себя. В противном случае мы должны будем сделать их за него».
Прозвучало много вопросов частного характера: депутатов интересовала судьба конкретных памятников на территории своих округов. Несколько раз возвращались к Ярославлю, готовящемуся в следующем году отпраздновать свое тысячелетие. Министр сначала вежливо объяснял, что федеральные власти приложили все усилия и максимально сохранили финансирование всех работ, приуроченных к торжеству, но в конце концов потерял терпение и пообещал лично приехать в Ярославль выступить в местной прессе и рассказать горожанам о не слишком качественной работе региональной власти.
Пятна в законодательстве
Собственно по законодательному обеспечению охраны памятников культуры – непосредственной теме правительственного часа – вопросов было мало.
Глава комитета по религиозным отношениям Сергей Попов поинтересовался судьбой законопроекта о передаче памятников религиозного назначения конфессиям. (Документ долгое время разрабатывается Минэкономразвития, активно обсуждается, в том числе в Думе, но в качестве законопроекта до сих пор не представлен.) Авдеев коротко пояснил, что сейчас идет «второй круг согласований».
На брифинге, после выступления перед депутатами, Авдеев и вовсе отказался говорить на эту тему. «Это технические согласования, поскольку задействовано много министерств», -- ответил он на вопрос корреспондента Infox.ru. «Исключительно технические? Не идеологические?». «Только технические», - подтвердил министр и закрыл тему.
Обсуждать с прессой пакет поправок к закону «Об объектах культурного наследия», подразумевающих обязательное страхование этих объектов и ряд мер, направленных на усиление ответственности собственников архитектурных памятников, Авдеев нужным опять-таки не счел.
Тем не менее в итоге встречи министр сообщил журналистам, что остался доволен содержательным разговором в рамках правительственного часа.