Впервые за многие годы российская армия получит технику иностранного производства: Минобороны закупает израильские беспилотники. Военные уверяют, что не собираются применять их в боевых действиях, но намерены изучить практику применения. Infox.ru попытался разобраться, в чем же проблема российских производителей беспилотников.
Беспилотные системы, состоящие на вооружении Российской армии, на данный момент устарели. Использовавшийся в Чечне комплекс «Пчела» был создан еще в 1980-е годы и не идет ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Для разработки современного БПЛА Минобороны выделило 1 млрд рублей. Большая часть этих средств досталась концерну «Вега». Входящее в концерн рыбинское КБ «Луч» изготовило беспилотный комплекс «Типчак».
В августе прошлого года «Типчак» был ввезен в Южную Осетию после активной фазы конфликта. Беспилотник решили испытать. Но испытания прошли неудачно. Как пояснил начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин, «Типчак» слишком шумная машина. Кроме того, у аппарата слабая система оповещения «свой-чужой». В ходе вылета «Типчак» подвергся обстрелу с грузинской стороны, а когда возвращался – еще и с российской. У концерна «Вега» и военного ведомства подписан контракт на поставку одного подобного комплекса в год, что является абсолютно символическим актом. «Типчак» не соответствует требованиям современного беспилотного аппарата. Хотя, надо отметить, техническое задание для «Типчака» разрабатывали эксперты Минобороны, а не конструкторы КБ «Луч».
Израиль нам поможет
В ходе августовского конфликта Грузия активно использовала беспилотники Hermes 450 израильской фирмы Elbit. России для разведки пришлось задействовать стратегический Ту-22 М3, который был сбит силами грузинской ПВО. Потеря самолета и экипажа обходится гораздо дороже, нежели потеря беспилотника, как с материальной, так и с имиджевой точки зрения.
Минобороны России также решило обратиться к Израилю, который сейчас считается производителем лучшей беспилотной авиации. Российская армия приобретет продукцию компании Israeli Aerospace Industries, которая не осуществляла каких-либо поставок грузинской стороне. По разным данным, на закупку израильских беспилотников Россия потратит от $50 млн до $100 млн.
Вооруженные силы России получат три вида БПЛА: Bird Eye 400, I-VIEW 150 и Searcher MK II. Начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин опроверг информацию СМИ, что Минобороны закупает устаревшие модели израильских беспилотников. Однако эксперт в области беспилотной авиации, главный редактор сайта uav.ru Денис Федутинов полагает, что аналоги этих БПЛА достаточно хорошего качества существуют и в России.
Например, казанская компания «Эникс» производит беспилотник «Элерон», аналогичный пятикилограммовому Bird Eye 400. Такой аппарат является переносным и запускается с рук. Средний I-VIEW 150, предназначенный для работы на уровне рота--батальон, потеснит комплекс «Иркут-200» (российский аппарат на 50 кг тяжелее, но радиус его полета в два раза больше – 200 км). Более тяжелый Searcher MK II используется для глубокой разведки и для наведения целей в артиллерийских системах. Он активно применялся армией обороны Израиля в военных операциях в секторе Газа и Ливане. Кроме того, его поставляли в Таиланд, Сингапур, Индию и Австралию.
Система применения
Покупаемая Россией продукция – хорошие испытанные образцы военной техники, но они не являются последними разработками израильского оборонпрома. Новейшие технологии России приобрести не позволят – на этом настояли США, главный союзник Израиля. Россия не получит БПЛА в категории выше тонны. Беспилотник такого класса Predator американская армия успешно использует в Афганистане и Ираке для обнаружения и поражения ракетами скоплений живой силы противника.
При этом российские военные пока не проявили интереса к российским перспективным разработкам. Например, комплекс «Дозор-4» петербургского КБ «Транзас», по оценке специалистов, сейчас наиболее успешная российская разработка. «Дозор» прошел испытания на юге Дагестана, сейчас идет процесс подписания контракта между КБ и пограничной службой ФСБ России на поставку 12 таких аппаратов.
Впрочем, не исключено, что военное ведомство остановило свой выбор на израильской продукции не столько из-за качества аппаратов, сколько из-за отлично отработанной системы их применения. Во всяком случае, судя по словам Владимира Поповкина, который лично испытал закупаемые в Израиле беспилотники, российские военные намерены перенять весь комплекс применения беспилотной авиации – от системы выделения воздушных зон под полеты БПЛА до использования полученной информации командирами на местах.