В эти выходные корабли Северного флота России покидают Турцию и берут курс на Атлантику. В ноябре они примут участие в совместных учениях с ВМС Венесуэлы. Для России это первые со времен холодной войны учения в Карибском заливе. О расширяющемся военно-техническом сотрудничестве России со странами Латинской Америки рассказывает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
До 2005 года Латинская Америка занимала маргинальное место в российском оборонном экспорте. Такое положение было обусловлено причинами как экономического, так и военно-политического характера. Регион отличается низким уровнем конфликтности (за исключением, пожалуй, только Колумбии, где продолжается партизанская война), большинство стран не сталкивается с серьезными внешними и внутренними угрозами. Это позволяет поддерживать уровень военных расходов и закупок вооружений на довольно низком уровне. Почти все латиноамериканские государства тратят на оборону от 1 до 1,5% ВВП, лишь в Эквадоре эти расходы достигают 2%. К тому же собственно размеры экономик стран региона невелики (исключение составляют Бразилия и Мексика), так что абсолютные объемы средств, выделяемые на военные нужды, не позволяют осуществлять серьезные закупки вооружений. Импорт вооружений сдерживался в 1990-е годы еще и по внутриполитическим причинам: десятилетием ранее в ряде государств региона на смену военным хунтам пришли гражданские правительства, настороженно относящиеся к военным и не склонные выделять им значительные ресурсы.
После окончания холодной войны Россия прекратила идеологически мотивированные поставки на Кубу и в Никарагуа, которые до этого доминировали в советском экспорте вооружений в регион. Российский оборонный экспорт государствам Латинской Америки в 1990-е годы в основном сосредоточился в сегментах транспортно-десантных вертолетов Ми-17, переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и автомобильной техники. Так, в 1997 году Колумбия, несмотря на активное противодействие США, закупила в России десять вертолетов Ми-17, а в 2002 году приобрела еще шесть машин этого типа. В Мексику с середины 1990-х годов было поставлено несколько десятков (по некоторым данным, до 60) бывших в эксплуатации вертолетов нескольких типов -- Ми-2, Ми-8, Ми-17, тяжелых Ми-26 и четыре ударных Ми-24П. Эквадор после скоротечного вооруженного конфликта с Перу в 1996 году закупил в России семь Ми-17 и партию ПЗРК «Игла». Кроме того, следует отметить поставку в Перу в 1997--1998 годах трех истребителей МиГ-29СЭ, приобретение которых стало условием согласия российской стороны на проведение обслуживания ранее поставленных в эту страны белорусских МиГ-29. Все эти латиноамериканские закупки до 2005--2006 годов обеспечивали всего порядка 5% российского экспорта вооружений.
Но в середине этого десятилетия ситуация с российскими поставками в регион резко изменилась. Еще с 2001 года левый антиамерикански настроенный президент Венесуэлы Уго Чавес начал настойчиво добиваться военно-политического сближения с Россией. В частности, по неофициальной информации, в 2002 году полковник предлагал закупить в РФ несколько десятков истребителей МиГ-29. Тогда российское руководство уклонилось от заключения крупных оружейных контрактов с Венесуэлой, опасаясь ухудшения отношений с США. Но к 2005 году Кремль почувствовал себя на внешнеполитической арене гораздо увереннее, а высокие цены на нефть обеспечили Чавесу необходимый для крупных закупок вооружений приток финансовых ресурсов. К тому же США в этот момент ввели эмбарго на поставки вооружений в Венесуэлу, в результате которого были прекращены работы по модернизации истребителей F-16 военно-воздушных сил этой страны. Каракас не смог закупить учебно-боевые самолеты AMX в Италии и транспортные самолеты в Испании, так как при производстве этих машин используются американские агрегаты. Ответ Чавеса был быстрым и радикальным. В течение 2005--2006 годов Венесуэла подписала серию контрактов с Россией на поставки авиационной техники и стрелкового оружия. Крупнейшим из них стала сделка на поставку венесуэльским военно-воздушным силам 24 истребителей Су-30МК2В. Вместе с оружием и наземным оборудованием эта закупка обошлась в $2,4 млрд. Все истребители были поставлены в течение трех лет, с 2006 по 2008 годы.
Венесуэла также осуществила крупные закупки российских вертолетов. В рамках трех отдельных контрактов были приобретены 40 транспортных Ми-17, десять ударных Ми-35М и три сверхтяжелых Ми-26Т. Кроме того, венесуэльские вооруженные силы закупили в России 100 тысяч автоматов АК-103 и подписали контракты на строительство двух заводов -- по выпуску этих автоматов и патронов к ним. Всего к настоящему моменту Венесуэла разместила контракты на закупку российских вооружений на общую сумму $4,4 млрд. В результате в прошлом году Венесуэла находилась уже на третьем месте в списке импортеров российских вооружений, уступая только Индии и Китаю.
По сообщениям прессы, помимо закупок авиационной техники и стрелкового оружия Венесуэла ведет переговоры о приобретении противовоздушного оружия -- ЗРК малой дальности «Тор-М1» и ПЗРК «Игла-С», а также дизельных подводных лодок проекта 636. Каракас проявлял интерес к военно-транспортным самолетам Ил-76 и патрульным самолетам на базе регионального Ил-114. Считается также, что Венесуэла может стать стартовым заказчиком новейшего российского истребителя Су-35, который совершил свой первый полет в феврале этого года. Во всяком случае, второй опытный образец этого истребителя имеет окраску, идентичную с камуфляжем поставленных Венесуэле Су-30МК2В.
Впрочем, российско-венесуэльское военно-техническое сотрудничество находится в поле значительных политических и коммерческих рисков. Даже в условиях высоких цен на нефть из-за больших социальных обязательств правительства Уго Чавеса обсуждался вопрос о выделении Венесуэле российского кредита стоимостью $1 млрд на закупки вооружений. Очевидно, что после произошедшего падения цен более чем в два раза положение в экономике этой страны станет еще более напряженным. Вероятно, и российский Минфин станет менее благосклонен в отношении этой идеи. Сохраняются и высокие риски, связанные с нестабильным внутриполитическим положением режима Чавеса.
За пределами Венесуэлы основные перспективы России на латиноамериканском рынке вооружений связаны с продолжением поставок вертолетной техники. По некоторым данным, Эквадор планирует закупить до 18 Ми-171Ш, а Бразилия изучает вопрос о возможной закупке боевых Ми-35М. Кроме того, вполне вероятны контракты на поставку странам региона легкой бронетехники, стрелкового оружия и военных автомобилей.