Ввести уголовную статью за ношение свастики и знаков, похожих на нее, предлагает депутатам сенатор Рустем Шиянов. В Думе пока не определились, как к этому отнестись. Правозащитники считают: только силовыми методами проблему не решить. Националисты в ответ обещают уйти в подполье.
В понедельник в Госдуму внесен законопроект с новой статьей в Уголовный кодекс. Член Совета федерации Рустем Шиянов предложил ужесточить наказание за распространение и использование нацистской атрибутики: административную ответственность за это правонарушение заменить уголовной.
Суть инициативы
Сенатор считает, что карать за публичное демонстрирование оскорбительной для большинства граждан России символики необходимо штрафом до 120 тыс. руб. или исправительными работами до одного года, а за изготовление и сбыт подобной продукции следует наказывать вплоть до лишения свободы сроком до трех лет. Сейчас правонарушения такого рода регламентируются Административным кодексом РФ: максимум, что грозит, -- 15 суток и конфискация запрещенных изображений.
Уголовной ответственности согласно инициативе Шиянова подлежат и руководители предприятий, допустивших демонстрацию свастики. Под санкции подпадает не только буквальное копирование фашистских знаков, но и изображения, «сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения».
Сомнения
Ужесточение ответственности за любую пропаганду идей национализма и фашизма -- требование времени и мировая тенденция, считают правозащитники. Организации националистического толка действуют и в России, причем вполне легально. Однако идея вводить уголовную ответственность за символику вызвала сомнения даже у тех, кто профессионально борется с национализмом.
«Я могу только приветствовать все действия государства, направленные на пресечение националистической пропаганды, -- прокомментировал инициативу сенатора глава Московского бюро по правам человека Александр Брод. -- Хорошо, что закон обогащается новыми нормами, но только силовыми путями вопрос не решить. У нас очень плохо работает система просвещения и образования. Только закон без усилий государства и общества в этом направлении -- мертворожденный механизм».
Свастика повсюду
Лидер Славянского союза Дмитрий Демушкин, известный своими радикальными взглядами, в разговоре с корреспондентом Infox.ru выразил надежду, что «наши власти не дойдут до такого идиотизма».
«Они с административной ответственностью разобраться не могут, а собираются вводить уголовную. Тогда и «Единую Россию» надо наказывать: медведь один в один похож на тот, что был у дивизии вермахта СС, триколор над ним -- власовский флаг, -- пояснил он. -- И решетку Александровского сада придется ломать: там пучки связанных колосьев -- символ, который использовали итальянские фашисты. И звезды запрещать -- те же итальянские фашисты воевали под белыми пятиконечными звездами».
Идеолог националистического движения, разумеется, понимает, что синий медведь не пострадает. Сам он за идею отсидеть готов. «Но после того, как нас посадят, а Славянский союз прекратит свое существование, все его члены уйдут в подполье, -- предупредил Демушкин. -- Люди радикализируются. Они просто превратятся в террористов, но не уйдут из идеи». «Чем больше власть давит, тем большую радикализированную отдачу получит. Они будут покупать пистолеты, затачивать травмат, взрывчатку, магний точить. Мы последние десять лет только и делаем, что пытаемся сдерживать многих людей и уводить их из этого поля насильственности», -- дает свой прогноз Демушкин.
Единства нет
В Думе, куда законопроект только поступил, пока единого мнения на его счет нет, но есть настороженность. Заместитель председателя комитета по безопасности Геннадий Гудков считает документ «небесспорным».
«Очень сильно все будет зависеть от правоприменения -- что считать нацистской символикой? Сомнительно, с моей точки зрения, звучит формулировка «Сходные до степени смешения». Этого уже достаточно для того, чтобы законопроект в Госдуме не имел перспективы, -- пояснил он в разговоре с корреспондентом Infox.ru. -- Если бы был ограниченный перечень, все равно это был бы спорный закон, но по крайней мере его можно было бы обсуждать. А так очень тонкая юридическая грань, можем наломать дров».
Обсудить инициативу Шиянова в Думе еще не успели. С учетом резонанса, который документ успел вызвать буквально сразу после внесения, комментарии, вероятно, в скором времени появятся.