Древняя собственность уходит в религию
Государство готово отдать объекты религиозного назначения конфессиям -- содержание древних храмов обходится казне слишком дорого. Церковь пока торгуется и пытается воспользоваться моментом, чтобы обеспечить себе выгодные условия. К чему приведет этот торг, станет известно до конца весны.
В четверг депутаты Госдумы, представители правительства, общественных организаций и основных религиозных конфессий обсудили предстоящие изменения законодательства о религиозных организациях. Главным образом разговор шел о готовящихся поправках в закон об охране памятников культурного наследия и документе, который только разрабатывает Минэкономразвития – правилах передачи объектов культового назначения религиозным конфессиям. Церковь если не пугают, то настораживают оба.
Юрист Московской патриархии Ксения Чернега обратила внимание, что конфессии вряд ли бросятся тут же после принятия законов обрастать новой собственностью – слишком тяжелые обременения: в ограниченные сроки отреставрировать, застраховать, и все за свой счет. Государственная компенсация, возможно, и будет предусмотрена, но церковь это не устраивает – свободных средств нет.
Недостатки видят и депутаты. В частности, законопроект предусматривает в качестве санкций к неэффективному собственнику помимо штрафов изъятие. Но это в том случае, если речь идет о частнике. Если же свои обязательства не выполнил главный собственник – государство, санкции предъявить, по сути, некому.
«В этом-то и есть противоречие. Кто, у кого и как должен изымать? Мы иногда пишем юридические нормы, а их надо очень всесторонне взвешивать, чтобы не возникало этих внутренних противоречий», -- комментирует председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. Он добавил, что и сейчас есть положение, по которому государство возмещает церкви расходы на реставрацию. «Но оно не рабочее», -- поправился депутат.
Пока закон еще не принят, конфессии стараются отстоять наиболее выгодные для себя условия – чтобы объекты религиозного назначении передавались государством в отреставрированном виде и с некой суммой на дальнейшее содержание. То есть что-то вроде реституции, а не просто безвозмездной передачи. Это повлечет большие бюджетные затраты. Нет пока и общепризнанной позиции относительно передачи музейного и архивного имущества.
На поиски компромисса остается все меньше времени: концепция закона о передаче объектов религиозного назначения была представлена в декабре, она вызвала серьезные замечания, сейчас Минэкономразвития перерабатывает текст и до конца первого полугодия должно представить новую редакцию.