Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Российский биатлон закончит карьеру

Международный союз биатлонистов (IBU) объявил имена российских спортсменов, пойманных на допинге. Екатерина Юрьева, Альбина Ахатова и Дмитрий Ярошенко принимали эритропоэтин, что было подтверждено анализом двух биопроб. Теперь им грозит дисквалификация до четырех лет, что фактически означает завершение карьеры.

Допинг для выносливости

Биатлонистки этой зимой действительно удачно выступали в Кубке мира по биатлону: Юрьева являлась лидером общего зачета, а Ахатова была шестой. Ярошенко выступал не так удачно, его фамилия находилась на 21-м месте таблицы мужских соревнований. Теперь же IBU вместе с Всемирным антидопинговым агентством (WADA) доказали, что спортсмены принимали допинг -- эритропоэтин (ЭПО).

Юрьева, Ахатова и ЯрошенкоЕкатерина Валерьевна Юрьева родилась 11 июня 1983 года в городе Чайковский.
«Эритропоэтин -- это гормон, который вырабатывается в человеческом организме, -- рассказал Infox.ru руководитель центра медико-биологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов Сергей Португалов. -- Он стимулирует выработку эритроцитов, которые переносят кислород к органам тела. Этот гормон научились получать искусственно лет десять-пятнадцать назад. Поскольку он сильно повышает выносливость спортсменов, им очень заинтересовались в тех видах спорта, где потребляется много кислорода».

Обычный допинг

С этим допингом связан один из самых громких скандалов велосипедной гонки «Тур де Франс» в 1998 году, когда в приеме ЭПО была уличена лидирующая команда «Фестина». Еще один скандал произошел на чемпионате мира--2001 по лыжным гонкам, когда стало известно, что шесть спортсменов принимают допинг. Тогда всех лыжников дисквалифицировали на два года. Теперь же, как объявили СМИ, наши биатлонисты принимали «кустарный» ЭПО, который якобы отличается от обычного.

«Под кустарностью понимается совершенно другое, -- уведомил Португалов. -- Это просто означает, что среди зарегистрированных препаратов, скажем, в Российской Федерации, ЭПО нет. Технология была откуда-то привезена и где-то синтезирована. Кустарность в данном случае означает, что препарат ранее не появлялся на фармацевтическом рынке».

Как заверил Португалов, то, что вкалывали спортсменам, «ничем не отличается от ЭПО», который изготавливают с 1988 года. Никакого иного метода приема этого препарата, кроме как через шприц врача, не существует. Более того, препарат может вызвать побочные реакции, связанные с кровообращением, если его принимать достаточно долго.

Наказание -- завершение карьеры

Реакция мирового спортивного сообщества на последний инцидент с допингом резко негативна. Президент IBU Андерс Бессеберг заявил, что никаких оправданий биатлонистов быть не может, добавив, что союз столкнулся с «систематическим применением допинга в крупных масштабах». Наказание в соответствии с регламентом WADA 2009 года за подобное нарушение -- дисквалификация до четырех лет, что может означать конец карьеры для спортсменов.

Пока поддержки в кругах своих зарубежных коллег российские биатлонисты не находят. Многократная чемпионка мира немка Магдалена Нойнер тоже крайне резко высказалась по поводу допинга: «Я разочарована и в каком-то смысле рассержена. Мы с ними соревновались, поздравляли с победами, стояли вместе на подиуме. Сейчас при мыслях об этом меня тошнит», -- заявила Нойнер в интервью Spox.com.

В России, помимо множества сочувствующих болельщиков, также много тех, кто желает сурового наказания спортсменам. «Виновных надо жестоко наказывать, а не комментировать и тиражировать информацию о допинге», -- сказала Infox.ru заместитель начальника организационного отдела Министерства спорта РФ Людмила Красавина.

Спасти положение может легализация

Несмотря на резкую критику со стороны иностранных спортсменов и желание тренера сборной Швеции Вольфганга Пихлера подать жалобу в IBU и добиться отстранения всей национальной сборной России от участия в чемпионате мира, допинг принимают огромное число спортсменов. Отсюда два выхода: либо, действительно, силами WADA доказывать виновность всех нечестных, либо просто легализовать часть безопасных препаратов.

«Дискуссия о легализации допинга длится давно: все ли допинги одинаково опасны и так далее, -- сообщил Португалов. -- И пока такие разговоры до сих пор ходят. Что-то в этом плане мог изменить бывший президент Международного олимпийского комитета Хосе Самаранч. Сейчас же обсуждать легализацию продолжают, однако жить нужно все-таки по существующим законам».

Полная версия