Проблем в российском футболе сейчас хватает. Одни из них Российский футбольный союз (РФС) выносит на суд общественности, о других же принято молчать. Болевой точкой для РФС остается детско-юношеский спорт.
Если спросить у любого футбольного функционера, когда возникли проблемы в детско-юношеском спорте, ответ будет: с развалом СССР. Вот и глава спортивного департамента РФС Виктор Онопко рассказал Infox.ru, что раньше было намного лучше.
«Раньше вообще физическое воспитание было поставлено лучше. Каждый мог выбрать вид спорта по душе, записаться в секцию, я, например, и в бассейн ходил, и на лыжах катался – а стал футболистом. Сейчас же такого нет», -- объяснил Онопко.
Зато есть множество проблем с детьми, которые были рождены в начале девяностых, и, к несчастью, это касается не только футбола. Смерть хоккеиста Алексея Черепанова служит тому подтверждением.
«Я спрашивал множество специалистов: и в хоккее, и в баскетболе, и в футболе, – говорит тренер сборной России по футболу 1994 года рождения Вадим Никонов. – Везде здоровье детей, рожденных в девяностые, очень слабое».
То, что здоровье слабое, должны подтвердить и врачи. По данным Infox.ru, у многих детей, занимающихся спортом при больших клубах, возникли проблемы при прохождении регулярной диспансеризации.
«У нас в Москве уже идет «охота на ведьм», -- сказал один из родителей ребенка, чей сын не один год ходит в футбольную спартаковскую школу. -- Мой сын регулярно проходил диспансеризацию, но после смерти Черепанова медики гораздо осторожнее стали подходить к выдаче справок. Теперь у ребенка определили небольшие отклонения в работе сердца. Сам врач говорит, что, в принципе, он может заниматься футболом. Но справку не дает, как бы чего не вышло. А без этой справки нас просто выгонят с тренировки. Тренер тоже не захочет брать на себя ответственность. И таких детей в спортивных школах очень много, так как эти проблемы связаны с ростом ребенка».
И тут возникает еще одна проблема – тренерские кадры. И если в Москве и области с тренерами проблема решаема, то на периферии России ситуация складывается угрожающая. «Тренерские кадры у нас сейчас в плачевном состоянии», -- кратко охарактеризовал ситуацию член Совета федерации Дмитрий Аленичев.
Легендарный футболист сейчас ездит по многим городам России с мастер-классами, и то, что он видит, его не радует. Неинтересные тренировки, скучные занятия, старые методики.
Сейчас РФС старается проблему с детским спортом решить строительством большого количества стадионов и полей, в том числе специально для детей. Однако эта инициатива не всегда поддерживается местными властями, которые не спешат вкладывать свои деньги даже в профессиональный спорт, не говоря о детском.
Итак, получается, что ребенок становится профессиональным футболистом, если он был рожден здоровым, если ему попались грамотные тренеры, которые занимались с ним в нормальных условиях, и, наконец, если он сам стремился к этому изо всех сил. Несоблюдение одного из этих «если» приводит к тому, что ребенок профессионалом может и не стать.
В результате получается огромный разрыв между футболом профессиональным и детско-юношеским спортом. В первый вкладываются огромные деньги, покупаются дорогие легионеры и иностранные тренеры. Второй же влачит жалкое существование, потому что не может дать немедленный результат.
Сейчас детско-юношеский спорт -- даже не столько проблема РФС или любой другой спортивной организации, сколько проблема государства, что и заставляет футбольных руководителей высказываться крайне деликатно по этому поводу или не высказываться вовсе.