Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Дурманов: гендерный тест неточен и неокончателен

В женском спорте вновь произошел гендерный скандал. Мировая общественность засомневалась в половой принадлежности новоиспеченной чемпионки мира в беге на 800 метров – южноафриканки Кастер Семени. Легкоатлетка уже прошла специальный тест. Но, как объяснил Infox.ru профессор Николай Дурманов, возможно, что и после получения результатов исследования нельзя будет окончательно сказать, к какому полу принадлежит 18-летняя бегунья.

«У комиссии есть серьезные сомнения по поводу Семени»

Еще пару месяцев назад о бегунье Кастер Семени никто и не знал, пока 18-летняя спортсменка не выиграла чемпионат Южной Африки в беге на 800 метров, да еще и с лучшим результатом сезона в мире – 1:56:72.

До выступлений на чемпионате мира в Берлине легкоатлетка дважды прошла так называемый тест на гендерную принадлежность. Первый раз – у себя на родине, второй -- уже в Германии. Результатов этого теста до сих пор нет, и сомнительную спортсменку все же допустили до участия в турнире.

«Меня, если честно, удивляет то, что ее допустили до соревнований без окончательного подведения результатов теста, -- сказала Infox.ru олимпийская чемпионка в беге на 800 м 1976 года Татьяна Казанкина. -- Как так может получиться: она дважды проходила тест, и ничего не известно? Если комиссия так и не вынесла решения, значит, у нее есть какие-то серьезные сомнения. Но лично у меня половая принадлежность Семени не вызвала сомнений, пока не поднялась вся эта шумиха».

От Гитлера до сестер Пресс 

Проблема гендерной принадлежности в спорте существует уже несколько десятилетий. Как это ни парадоксально, но о ней впервые заговорили на соревнованиях в Берлине – Олимпиаде-36. Напичканные анаболиками спортсмены тогда показывали просто феноменальные результаты.

Немка Дора Ратьен заняла высокое место в прыжках в высоту, но после выяснилось, что женщиной она не является. Разгневанный поднявшейся шумихой Гитлер отправил «непонятную» спортсменку на фронт.

В том же 36-м «отличились» и американки, правда, скандальная информация вылезла на поверхность только спустя годы. После смерти олимпийской чемпионки в эстафете 4x100 метров Элен Стефенс стало известно: по всем параметрам она должна была выступать в мужском зачете.

В 50-е годы гендерные скандалы вновь вспыхнули с новой силой. Спортсменки даже отказывались стоять на пьедестале с теми, кого не считали настоящими женщинами. Международному олимпийскому комитету (МОК) ничего не оставалось, как остановить конвейер «мужеподобных» рекордов и ввести специальный секс-тест.

Впервые тест на гендерную принадлежность ввели как раз на соревнованиях по легкой атлетике – чемпионате Европы 1966 года. Тогда в карьерах многих успешных спортсменок была поставлена жирная и порой скандальная точка.

Например, прославленные советские спортсменки Ирина и Тамара Пресс, выигрывавшие до 1966 года все подряд, после введения полового теста внезапно исчезли с легкоатлетических арен. Острые на язык американцы тогда сразу же стали называть сестер не иначе как «Press Brothers».

«Ничего унизительного в тесте нет»

С Олимпийских игр 1968 года гендерные тесты проходили все без исключения спортсменки. Противников этого исследования сразу набралась не одна тысяча. Больше всего кричали о правах человека и унижении женщин. Рисовали ужасные картины физического осмотра спортсменок, чуть ли не попадающие под уголовную статью о порнографии. Особое внимание уделяли легкоатлеткам и пловчихам.

«Ничего унизительного в этой процедуре не было. Я помню, на Олимпиаде-68 в Мехико у нас впервые перед соревнованиями брали соскоб слюны, но не более того. Никаких осмотров мы не проходили. Результаты тогда никто во всеуслышание не объявлял: о них знали только руководители команд», -- вспоминает в интервью Infox.ru наша первая олимпийская чемпионка в плавании Галина Прозуменщикова, ставшая в 1968 году серебряным призером на 100-метровке брассом.

«Я проходила гендерный тест всего один раз в жизни. Это был обычный соскоб слюны, на который в обязательном порядке приглашались все спортсменки. В обнаженном виде нас никто не осматривал, -- рассказала Infox.ru Татьяна Казанкина. -- Считаю: такие тесты просто необходимы, ведь спортсмены должны выступать в равных условиях. Хотя за то время, что я выступала, у меня не закрадывались сомнения в половой принадлежности моих соперниц».

«Их проверяют гинеколог, эндокринолог и психолог»

В спорте уже давно не довольствуются одним только соскобом с внутренней стороны щеки. Сегодня тест на гендерную принадлежность – это целая совокупность методов и исследований. Но проблема определения пола спортсмена стоит по-прежнему остро.

«Кто-то, более или менее знакомый с этим вопросом, может сказать: «Какие проблемы? Давайте разденем спортсменов и посмотрим, кто перед нами – мальчик или девочка». Номер не проходит: есть очень много состояний, при которых простой осмотр никак не сможет помочь в решение главного вопроса. Кто-то, более или менее знакомый с наукой, говорит: «Да ерунда какая! У женщин ХХ-хромосомы, у мужчин – ХY. Какие проблемы?! Есть Y-хромосома – значит перед нами мальчик, нет ее – перед нами девочка. Но здесь тоже все далеко не просто», -- рассказал Infox.ru член антидопингового комитета Федерации легкой атлетики России Николай Дурманов.

«В Y-хромосоме есть такой маленький ген, именуемый SRY, который может перепрыгнуть на Х-хромосому. И тогда перед нами будет набор ХХ, но по виду такой человек будет похож на мальчика. И наоборот: могут произойти мутации, и этот ген в Y-хромосоме перестанет работать. Тогда перед нами будет мальчик, очень и очень похожий на девочку. Еще есть такие случаи, как нечувствительность к андрогенам – к мужским гормонам. Человек имеет хромосомный набор XY, но это не значит, что он мужчина», -- объясняет Дурманов.

Запутавшись в генных заморочках, в 1999 году МОК решил не проводить гендерный тест в обязательном порядке. Во время и после Олимпиады в Сиднее исследования по определению пола проводят только по требованию сомневающихся спортсменов или официальных лиц.

«Исследования гендерной принадлежности -- это уже давно не просто один тест или одна фотография. Собираются несколько специалистов: обязательно должен быть гинеколог, эндокринолог, психолог и еще ряд экспертов. Они проводят целый ряд исследований: анализируют ДНК, измеряют уровень гормонов, осматривают спортсмена, с ним беседует психолог. После эта панель специалистов приходит к выводу, можно ли этому спортсмену выступать в женском зачете или нет», -- рассказывает Дурманов.

«Абсолютной точности в этих тестах по-прежнему нет: это всего лишь совокупное мнение специалистов. Оно может быть и на грани: комиссия причислит спортсмена к мужскому полу, а повторная экспертиза приведет к противоположным выводам. Так что это всегда вопрос компромисса», -- сказал Дурманов.

Спорт еще не стал соревнованием гермафродитов

После введения гендерного теста скандальных историй, в которых фигурировали спортсмены-гермафродиты, практически не стало. Подобные природные мутации в нашем обществе по-прежнему встречаются редко.

А вот мутирование из женщины в мужчину, вызванное неестественным путем, другими словами, с помощью допинга, сейчас пресекается на корню. Уже давно анаболические стероиды, которые и способны вызвать такие метаморфозы, сразу находят в допинг-пробах «нечистых» спортсменов.

«Спортсменов, в чьей половой принадлежности можно сомневаться, никогда не было много. Они есть, мы о них знаем, вот и все. Есть такой спортивный фольклор: люди садятся и начинают перечислять спортсменов, в гендерной принадлежности которых можно сомневаться. Все это досужие разговоры, не более того», -- сказал Дурманов.

Полная версия