Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

«Спартак» никак не взлетит в Тушине

Строительство стадиона ФК «Спартак» все еще не началось, несмотря на обещания спартаковских руководителей приступить к возведению арены в этом году. Корреспондент Infox.ru выяснил, почему на месте будущей 40-тысячной арены до сих пор стоят самолеты.

В 1998 году московские власти предложили красно-белым участок для строительства арены неподалеку от станции метро «Ботанический сад». В течение трех последующих лет клуб пытался решить хозяйственные споры с прежними собственниками земли, однако не преуспел в этом и был вынужден отказаться от первоначальных планов. Затем «Спартаку» предложили построить стадион на юго-западе Москвы, но и там дальше разговоров дело не пошло. Надежда, что у «Спартака» все-таки появится свой стадион, появилась после того, как московская мэрия предложила «Спартаку» в 2003 году строиться на Тушинском аэродроме.

Но и за земли в Тушине руководству красно-белого клуба пришлось сломать немало копий. Главным собственником земли в начале 2000-х был аэроклуб имени Чкалова, который возглавлял нынешний руководитель службы безопасности красно-белых Сергей Ножнин.

Поиск места для стадиона «Спартака»1998--2008 годы

«Будучи и. о. генерального директора ФГУП «Национальный аэроклуб России имени Чкалова» (НАК), я добросовестно оборонял Тушинский аэродром от посягательств правительства Москвы и аффилированных с семьей градоначальника строительных компаний, чтобы сохранить федеральный статус земельного участка и право на его эксплуатацию Госкомспортом, в чье ведение входил аэроклуб, -- вспоминает в своем блоге сам Ножнин. -- Когда осенью 2003 года мне пришло письмо от Андрея Червиченко (прежнего руководителя «Спартака»), после консультаций с Госкомспортом пришлось аргументированно отказать ему. Это не была злая воля Фетисова. Это было следствие столкновения на этом лакомом куске земли размером 225 га и рыночной стоимостью $1 млрд (по ценам 2003 года) интересов таких сильных мира сего, что Червиченко с его личными деньгами игроком не являлся.

Постепенно вместо Червиченко в переговорный процесс по стадиону включилась такая реальная сила, как «ЛУКойл», которая уже на равных могла вступить в схватку за часть тушинской земли, так как обладает и финансовыми, и административными рычагами. В это время государственная служба гражданской авиации (ГСГА) с подачи ряда строительных монстров Москвы окончательно придушила авиационную деятельность на Тушинском аэродроме. Мне пришлось уйти из НАКа «по собственному желанию». Спасибо Перваку, пригласившему меня на работу в «Спартак», -- пишет Ножнин.

Стадион «Спартак» в цифрахВместимость основной арены -- 42 тыс. зрителей.

После того как участок на северо-западе Москвы был закреплен за «Спартаком», начались геологические и проектные работы. «Территория для строительства очень сложная», -- заявил в беседе с корреспондентом Infox.ru генеральный директор ООО «Стадион «Спартак Москва» Андрей Козырев.

Участок под Тушинским аэродромом находится в пойме Москвы-реки и весной заливается ее водами. Когда в 1920-х годах здесь начали создавать летное поле, строителями была заложена многокилометровая система дренажных труб с насосной станцией, выкачивающей воду в канал. Вдоль берегов реки был насыпан земляной вал. Сам луг оказался засыпан строительным мусором, но его уровень все равно оказался ниже отметки весеннего подъема воды в Москве-реке.

В 1970-х годах под аэродромом была заложена резервная станция метро. Ее реальное местоположение по соображениям безопасности было засекречено, а в открытых документах ориентиры станции были искажены.

Распоряжение правительства Россииот 7 февраля 2006 года № 169-р

Перед началом проектных работ обнаружилось, что большая часть инженерных карт дренажной системы утеряна. Да и в архиве Московского метрополитена многие документы, связанные со строительством резервной станции под Тушинским аэродромом, бесследно исчезли.

Немецкой фирме Hochtief Construction AG, которая была генеральным проектировщиком стадиона, пришлось заново изучать участок предполагаемого строительства, чтобы гарантировать, что будущий стадион, когда он будет построен, не сползет через некоторое время в реку.

К началу этого года все геологические и проектные работы были завершены. «Акт разрешенного использования мы получили. В ближайшее время ожидаем утверждения проектной части Москомархитектурой, и после этого проект будет передан в Государственную экспертизу, -- заявил Андрей Козырев и добавил: -- Со стороны московских властей мы встречали только поддержку и помощь, которую они могли нам оказать». Однако по информации, полученной от источников в правительстве Москвы, отношения между руководством города и ООО «Стадион «Спартак Москва» сейчас нельзя назвать безоблачными.

Камнем преткновения стала все та же резервная станция метро. Власти Москвы хотят переложить финансирование работ по отделке ее вестибюля, строительству выходов, наземной инфраструктуры непосредственно на «Спартак». Кроме того, столичное правительство хотело бы, чтобы возведение новых автомобильных развязок, необходимых для подъезда к новому стадиону, также финансировалось хозяином красно-белого клуба Леонида Федуна. По предварительным оценкам, стоимость всех этих работ в настоящее время сравнима с затратами на возведение самого стадиона.

Распоряжение правительства Москвы20 февраля 2008 года № 328-РП

«Спартак» пытается найти компромисс с властями Москвы по этому вопросу, предлагая свое долевое участие в финансировании строительства метро и дорожных развязок, однако к общему согласию стороны пока не пришли. Вполне возможно, что именно по этой причине согласование разрешительных документов идет очень медленно. Однако Андрей Козырев заявил, что никаких сложностей в отношениях с руководством города у «Спартака» нет, как не существует и бюрократических препятствий на пути непосредственно к самому строительству.

Однако реальную дату начала строительства на территории Тушинского аэродрома Козырев не назвал. Кроме споров с московскими властями у руководства «Спартака» появилась новая причина отсрочки строительства -- кризис мировой экономики.

«Дату начала строительства сейчас трудно назвать в связи с последними событиями в стране и мире. Неопределенная ситуация в мировой экономике не позволяет даже примерно назвать стоимость самого стадиона. На начало лета она была равна примерно полумиллиарду евро. Сейчас говорить что-либо на эту тему сложно. Возможно, эта сумма будет меньше, если строительный рынок упадет. А может €500 млн и не хватить, если возрастут процентные ставки по кредитам. Я в экономических прогнозах не силен», -- сказал Козырев.

Ко всему прочему ООО «Стадион «Спартак Москва» этим летом лишилось генерального подрядчика. Поначалу предполагалось, что немецкая фирма Hochtief, которая совместно с «Моспроектом-4» занималась проектированием стадиона, будет заниматься и его непосредственным строительством. Не так давно одним из хозяев Hochtief стал российский предприниматель Олег Дерипаска, и по странному стечению обстоятельств через некоторое время этот немецкий строительный концерн начал потихоньку сворачивать деятельность на территории России.

«У нас был фактически до последнего момента генеральный подрядчик на строительство стадиона, который переставал быть им по мере развития кризиса и в конце концов перестал быть вовсе, -- заявил член совета директоров ОАО «Спартак» (Москва) Сергей Михайлов. -- Сейчас мы нашли нового и надеемся заключить с ним договор».

Итак, строительство долгожданного стадиона очередной раз откладывается.

Полная версия