Россия пока не хочет поставлять Ирану ракетно-зенитные комплексы С-300, контракт по которым был подписан уже давно. Поставки отложены из-за начавшегося диалога с Бараком Обамой.
В Москву вчера прибыл министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджжар для переговоров о поставках российского вооружения, прежде всего средств ПВО. Тегеран особенно интересуют ракетно-зенитные комплексы С-300ПМУ-1, контракт на поставку которых был уже давно подписан. Однако, по информации газеты «Коммерсантъ», пока что Россия не намерена передавать эти комплексы Ирану, поскольку это может помешать начавшемуся диалогу между Москвой и новой администрацией США.
Перед вылетом из Тегерана Наджжар сообщил, что основной акцент он намерен сделать на поставки в Иран российских средств ПВО. Пока что самым большим достижением России и Ирана в этой сфере стал заключенный в декабре 2005 года контракт на продажу 29 комплексов "Тор-М1", сумма которого составила около $700 млн. С тех пор Тегеран проявлял особый интерес к комплексу С-300ПМУ-1.
Как пишет издание, контракт на поставку пяти дивизионов С-300 за $800 млн был подписан и парафирован уже давно, но исполнение контракта не было начато по политическим причинам.
«Контракт по С-300 может быть исполнен в любое время. На подходе и новые соглашения, идет обсуждение контрактов по поставкам комплексов ПВО средней дальности «Бук-М1»,— сообщил источник в оборонном комплексе.— Однако для начала действий необходимо принятие политического решения, которого по-прежнему нет". Судя по всему, главным сдерживающим фактором в развитии ВТС с Ираном для Москвы является возможность улучшить отношения с США после прихода новой администрации. В марте должна произойти первая встреча главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон, а уже в апреле возможность лично познакомиться с президентом Бараком Обамой получит и президент России Дмитрий Медведев.
О том, что Россия намерена поставить в Иран партию комплексов С-300 впервые стало известно в декабре от одного из иранских парламентариев, объявившего, что контракт уже подписан. Он тогда сообщил, что ракетно-зенитные комплексы будут использоваться для укрепления границ страны. По неофициальным же данным, С-300, в первую очередь, будут использоваться для «прикрытия» ядерных объектов, в частности, АЭС в Бушере и завода по обогащению урана в Натанце.
Однако российские власти эту информацию так и не подтвердили. Представители Москвы заявляли, что не намерены продавать вооружение в те регионы, где отмечена нестабильность ситуации". А в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству сообщили, что «информация о поставках в Иран систем ПВО С-300, появившаяся в некоторых СМИ, не соответствует действительности».
Несмотря на это, обеспокоенностью фактом возможных поставок выразили США, давшие понять, что ждут от России разъяснений по этому вопросу. Беспокойство выражал и Израиль. По словам израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта, продажа С-300 нарушит стратегическое равновесие сил на Ближнем Востоке.
Визит министра
Министр обороны Ирана генерал-майор Мостафа Наджар прибыл сегодня в Москву официальным визитом в Москву во главе высокопоставленной делегации по приглашению коллеги министра обороны России Анатолия Сердюкова. Наджар по прибытии в Москву заявил, что Иран и Россия являются странами, которые на региональном и международном уровне имеют общие возможности и сталкиваются с общими угрозами, сообщила пресс-служба посольства Ирана в России. В частности, министр отметил, что меняющаяся обстановка в регионе и на международной арене требует, чтобы два государства проводили эффективные, постоянные консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Коснувшись программы своего визита, Наджар сказал: "Помимо двусторонних вопросов мы обсудим и обменяемся мнениями также и по вопросам перспективного сотрудничества". Он подчеркнул, что обе страны обладают большим потенциалом для развития и углубления двусторонних и многосторонних отношений, и настоящий визит в результате переговоров и консультаций позволит создать предпосылки и платформу для осуществления сотрудничества.