Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Кризис не привел к падению цен

Россияне не заметили снижения цен на какие-либо товары и услуги в связи с кризисом, что наблюдается в ряде стран. Большинство граждан считают, что цены только растут. И винят в этом политику государства и сам кризис.

Подавляющее большинство россиян не заметили в своем регионе снижения цен на продукты и товары в связи с экономическим кризисом. Как показало исследование ВЦИОМа, 83% опрошенных ответили, что кризис не привел к дефляции.

Больше всего склонны заявлять об этом жители Центра и Северо-Запада России (88%), а также южане (86%).

Тем не менее каждый десятый (11%) все же заявил, что снижение цен на некоторые товары и услуги происходит. Больше всего это заметили жители Урала (32%).

Главными причинами отсутствия снижения цен россияне считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%). По 5% респондентов полагают, что цены не падают из-за безответственности и бездействия властей, жадности предпринимателей, бюрократии и коррупции, роста курса доллара, а также из-за того, что снижение цен убыточно для производителя. Далее следуют такие причины, как отсутствие государственного регулирования цен (4%), еще 4% винят региональные власти. При этом почти половина опрошенных (48%) затруднились ответить.

Не дефляция, а инфляция

По мнению большинства опрошенных, в стране, наоборот, наблюдается рост цен, однако, признают они, его темпы замедляются. Согласно результатам опроса в феврале 2009 года по сравнению с июнем 2008 года с 79% до 58% сократилась доля россиян, полагающих, что инфляция очень высокая. Напротив, выросла доля тех, кто полагает, что темпы роста цен умеренные -- с 16% до 30%. Высокий уровень инфляции наиболее склонны отмечать в Центральном и Южном федеральных округах (по 64%).

Быстрее всего, по оценкам опрошенных, растут коммунальные платежи: 67% россиян полагают, что их стоимость значительно выросла. Что касается остальных продуктов, то 53% опрошенных заявили о значительном увеличении цен на мясо и мясопродукты, 43% -- на овощи и фрукты, 34% -- на молочные продукты, 14% -- на бензин.

Всероссийский опрос ВЦИОМа был проведен в 2009 году. Опрошены 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Официальные данные

По официальным же данным Росстата, в январе 2009 года цены производителей промышленных товаров снизились на 2,7%, а в декабре прошлого года падение составило 7,6%. Более всего цены снизились в металлургическом производстве -- на 7,5%, химическом производстве -- на 4,2%, а также в производстве кокса и нефтепродуктов -- на 3,9%.

Что касается потребительских цен, то, в частности, с 3-го по 9 февраля они выросли на 0,4%. Тем не менее, по информации Росстата, заметное снижение цен наблюдалось, например, на яйца (1,5%) и подсолнечное масло (0,9%). А в течение января цены на яйца упали на 2,2%, на масло -- на 1,4%; на 0,1--1,3% подешевели мука, крупы овсяная и перловая, пшено.

Полная версия